CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

 В Общественной палате г. Москвы состоялся круглый стол «Государственно-частное партнерство в охранной сфере. Понятие, примеры, ожидания».

 Модератором дискуссии стал председатель Гильдии негосударственных структур безопасности МТПП Александр Фролов. В обсуждении темы приняли участие: депутат Государственной думы РФ Анатолий Выборный; член экспертного совета Государственной думы РФ по безопасности и противодействию коррупции Виктор Ананьев;; член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин; член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Михаил Гаврилов; вице-президент Ассоциации организаций НСБ г. Москвы Дмитрий Урсу; заместитель Председателя Правления СРО СПБ Евгения Каретникова заместитель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов; член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Дмитрий Каплин; другие представители негосударственных структур безопасности.

 Участники круглого стола проанализировали текущую ситуацию в охранной сфере, поделились своим опытом и видением перспектив отрасли в свете развития государственно-частного партнерства.

 Одним из ведущих докладчиков мероприятия выступил Виктор Ананьев, который отметил:

 — Сегодня становится очевидным, что модернизация экономики зависит от объединения усилий общества, государства и бизнеса. Государственно-частное партнерство получило публичное признание, однако степень его развития в различных областях сильно отличается, что во многом связано с позицией ряда государственных органов — далеко не все из них торопятся создать благоприятные условия для его развития.

 Эта проблема, отметил докладчик, особенно остро ощущается в охранной сфере, и это несмотря на то, что в последнее время на самом высоком уровне звучат призывы к укреплению такого сотрудничества. Так, Президент РФ Владимир Путин на бизнес-форуме «Деловая Россия» заявил: «Взаимодействие бизнеса и власти должно строиться на философии общего дела, на основе равноправного заинтересованного диалога и от такого содержательного партнерства безусловно выиграют и предприниматели, и государство в целом».

 С чем же связана недостаточная проработанность этой темы в охранной сфере? В первую очередь это обусловлено состоянием правовых отношений между государством и частной охраной и отсутствием со стороны властей должных мер по развитию законодательства, регулирующего отрасль. В частности, государство до сих пор не определилось с конкретным перечнем объектов, безопасность которых оно собирается обеспечить своими силами, и предъявляет к частной охране завышенные требования. Параллельно государственные структуры безопасности расширяют сферу своей коммерческой деятельности.

  — От решения указанных проблем зависят потенциал и возможности частной охраны, — заключил Виктор Ананьев. 

 Тем не менее, некоторые формы сотрудничества между негосударственными структурами безопасности и органами власти налажены. В качестве примера можно привести взаимодействие с МВД, заключающееся в помощи подразделениям полиции в обеспечении правопорядка, контакт на уровне координационных советов, работу объединенных дежурных частей.

 Александр Фролов, комментируя доклад, отметил, что этот ряд можно продолжить теми проектами, которые реализуются силами охранного сообщества столицы совместно с Мосгордумой и Департаментом региональной безопасности. «Усилия по развития нашей отрасли предпринимаются, но, конечно, не в том масштабе, в каком мы бы хотели это видеть», — сказал он.

В продолжение темы проектов, реализуемых в Москве, выступила заместитель Председателя Правления СРО СПБ Евгения Каретникова, рассказавшая о реализации государственно-частного партнерства по программе «Безопасный город». С ее появлением Правительство Москвы получило в свои руки эффективные механизмы, напрямую влияющие на защищенность объектов городского хозяйства.

 Работа частных охранных организаций, под ответственностью которых находится около 10000 муниципальных объектов, является важной частью обеспечения городской безопасности. Кроме того, в столице создана система охранного видеонаблюдения. Однако, как отметила Евгения Каретникова, слабым местом подобных систем был и остается человеческий фактор. Это люди, которые наблюдают за мониторами, и те, кто реагирует на тревожные сигналы. Здесь городу огромную помощь могли бы оказать частные охранные структуры, однако, несмотря на отдельные положительные примеры сотрудничества, их, по сути, не подпустили к этим системам и к этому процессу.

 Сегодняшнее положение в отрасли такого, что заказчик всегда доминирует над поставщиком. И вопрос в том, готов ли он превратиться в партнера. Большинство чиновников наверняка устраивает положение: я плачу, поэтому только ты должен.

 Однако для развития полноценного взаимодействия между государством и НСБ необходимо создать условия, при которых охранным организациям будет выгодно вкладывать свои средства в безопасность. Сейчас охранных структур, готовых это сделать, немало: нет условий для инвестирования. При этом в текущей ситуации сфера частной охраны не привлекательна для инвестирования.

 — Что необходимо сделать самим частным структурам безопасности, чтобы они могли оказывать комплексные долговременные услуги? — обратилась к участникам круглого стола Евгения Каретникова. — Конечно же, нужно пытаться внести изменения в законодательство и многочисленные нормативные акты. Но начать надо не только с этого. Главное — определить цели совместной деятельности государства, общества и бизнеса в сфере безопасности и убрать все преграды, мешающие в их реализации. Потому что порой само бизнес-сообщество имеет разные взгляды и не находит единого подхода в этом вопросе.

 О необходимости консолидации в решении указанных проблем говорил в своем выступлении и заместитель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов:

— Наработанный в нашем сообществе опыт по развитию государственно-частного партнерства мы должны претворять в жизни без надежды на то, что нам кто-то в этой работе будет помогать. И до тех пор, пока сообщество не докажет, что такое партнерство не просто возможно, но и работает, никто нас не услышит. Здесь важно использовать тот опыт, который наработан нами в отношении Союза СРО НСБ. Потому что, как я считаю, данную работу нужно строить прежде всего на системе саморегулирования, и решать возникающие проблемы мы должны, объединяясь именно на этих принципах.

 Один из примеров успешного взаимодействия саморегулируемой организации и органов государственной власти — эффективная совместная работа СРО Ассоциация «Школа без опасности» и Департамента образования столицы. Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Дмитрий Каплин напомнил, что для изучения опыта Ассоциации недавно приезжали представители Антитеррористического центра Республики Казахстан.

 Между охранными сообществами стран Евразийского экономического союза, в который входят Казахстан и Россия, сегодня налажен активный диалог. Депутат Государственной думы РФ Анатолий Выборный в своем выступлении отметил, что такие контакты должны помочь в развитии отрасли в нашей стране. 

 — Основополагающий принцип государственно-частного партнерства —учет интересов каждой стороны. Нужно сделать все, чтобы он был в полной мере реализован в охранном сообществе. К сожалению, на сегодняшний день такое взаимодействие в охранной сфере почти не работает. Что же делать? Необходимо прийти к проекту федерального закона, который бы эффективно регулировал отрасль. В таком проекте необходимо уделить государственно-частному партнерству целую главу. Оно имеет всеобъемлющий характер, и насколько правильно мы заложим его нормы, настолько легче в дальнейшем будет развиваться охранному сообществу. При разработке такого закона необходимо обратиться к богатому опыту стран-участниц Евразийского экономического союза и учесть все лучшее, что есть у нас и у наших партнеров.

 Несмотря на отдельные успешные примеры реализации государственно-частного партнерства в НСБ, частная охрана способна значительно расширить сферу сотрудничества с органами власти. Дмитрий Урсу в ходе заседания заострил внимание на одном из направлений, в котором охранное сообщество должно играть более активную роль, — это государственно-частное партнерство при проведении закупок. Представители НСБ должны, по мнению Дмитрия Урсу, принять участие в разработке нормативных актов, регламентирующих данную сферу, и в осуществлении общественного  контроля за государственными конкурсами в сфере безопасности — право, которое дается им федеральными законами №44-ФЗ и №212-ФЗ.

 Власти сами выступают за развитие равноправного взаимодействия с бизнесом. Как напомнил Михаил Гаврилов, в последнем бюджетном послании прямо указывается на необходимость активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач. В НСБ одним из основных препятствий к этому является недостаточный уровень правового обеспечения данных процессов. Для разрешения ситуации требуются немалые усилия всего сообщества.