В Общественной палате РФ 23 января прошел круглый стол на тему: «Меры противодействия демпингу на рынке частных охранных услуг. Общественный контроль за процедурой проведения конкурсов».
Мероприятие было организовано Комиссией Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, которую возглавляет Михаил Аничкин. Участие в дискуссии принял вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик.
Во вступительном слове Михаил Аничкин указал на остроту вопроса, связанного с предоставлением некачественных охранных услуг. Об этой проблеме вне профессионального сообщества вспоминают, когда происходит очередная трагедия, используя случившееся для популистских заявлений в духе замены частных охранников на сотрудников Росгвардии. А если сотрудников для этого не хватает, то предлагается… «просто» увеличить численность Росгвардии в два раза! При этом способ реального повышения качества охраны известен: рынок должен быть очищен от недобросовестных участников, фактически ведущих незаконную деятельность и не выполняющих контрактные обязательства.
Президент ФКЦ РОС Александр Козлов назвал три главные причины низкого качества охранных услуг: демпинг, формирование начальной (максимальной) цены контракта с нарушением приказа Росгвардии № 45 и отсутствие объективного контроля за качеством предоставляемых услуг.
ФКЦ РОС было проанализировано 5,6 тысяч контрактов на оказание охранных услуг на сумму 14 миллиардов рублей. Выяснилось, что порядка 2,1 тысячи, а это 37,5 процентов контрактов, было заключено со значительным снижением цены, при котором исполнитель не способен выполнять свои обязательства.
В основе расчета цены услуг постовой охраны закладывается минимальный размер оплаты труда в регионе. С учетом требований 45-го приказа цена ниже 201 тысячи рублей за суточный пост существовать не может. Но, как мы знаем, в реальности все иначе.
«Антидемпинговые меры не действуют, а рынок государственного заказа оказывается захвачен не лучшими исполнителями, а самыми дешевыми. Последствия мы все с вами прекрасно знаем», — заявил Александр Козлов.
По его словам, необходимо дополнительное разъяснение Минфина для государственного заказчика, в котором бы говорилось: хотя невозможно закладывать в контракт больше денег, чем выдал бюджет, но нельзя и снижать стоимость человеко-часа, рассчитанную по 45-му приказу. Единственный законный выход — снижение объема заказанных услуг.
На мероприятии выступили представители ряда федеральных ведомств. И.о. заместителя директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Екатерина Баранова отметила, что ничто не мешает заказчику, заинтересованному в надежном исполнителе, учитывать 45-ый приказ на этапе формирования бюджетной сметы. Или обратиться за дополнительными средствами к распорядителю бюджетных средств.
Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Екатерина Кузнецова, говоря о повышении качества охранных услуг, напомнила о том, что при наличии утвержденных национальных стандартов заказчик обязан прописать соответствующие требования при описании объекта услуги. На практике, правда, не все территориальные управления ФАС соглашаются с этим. Для устранения противоречия в вышестоящие структуры федеральной службы от охранного сообщества будут направлены соответствующие обращения.
Свое мнение по прозвучавшим в ходе заседания проблемам озвучил глава Комиссии РСПП по безопасности предпринимательской деятельности и негосударственной сфере безопасности Николай Рогожкин. Он призвал участников прийти к единой позиции и подготовить от Общественной палаты РФ, РСПП и ТПП РФ совместный документ для направления в федеральные органы власти.
Эксперт в сфере частной охранной деятельности Андрей Аванесов отметил, что на текущий момент единственный действенный способ разрешения проблемы с несоблюдением 45-го приказа — это привлечение к разрешению таких ситуаций прокуратуры.
Директор НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин в своем докладе указал, что одним из общепринятых методов борьбы с демпингом и недобросовестными участниками на любом рынке оказания услуг является стандартизация процесса их оказания и сертификация организаций на соответствие требованиям национальных стандартов в данной сфере деятельности, а также обязательное членство в какой-либо отраслевой и общественной организации либо объединении. Так, обязательное членство для частных охранных организаций в СРО Ассоциация «Школа без опасности» положительно показало себя при охране объектов образования в новых субъектах РФ.
По мнению большинства участников обсуждения, возможны два эффективных механизма повышения качества охранных услуг в сфере государственного заказа: это их обязательная независимая экспертиза и система общественного контроля.
Подготовленная по итогам заседания резолюция будет содержать все поступившие организаторам предложения и будет направлена на рассмотрение в исполнительные органы власти.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»