CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

31 мая в Общественной палате РФ состоялось обсуждение подготовленного Научно-исследовательским центром «Безопасность» проекта Федерального закона «О частной охранной деятельности».

 

СРО Ассоциация «Школа без опасности» на мероприятии представляли Николай Степанов – вице-президент СРО по научно-методической работе, Михаил Гаврилов – вице-президент СРО по организационным вопросам, Мария Шапкина – исполнительный директор.

О том, что законодательство, регулирующее негосударственную сферу безопасности, нуждается в развитии, в охранном сообществе говорят уже давно. Сегодня с этим соглашается и регулятор. Но от признания проблем до их разрешения может пройти долгий срок. Сейчас мы наблюдаем только первые, но очень важные шаги на этом пути.

Член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин  во вступительном слове заявил, что с появлением нового закона должна поменяться система взглядов на НСБ со стороны общества, бизнеса, государства. При разработке закона, сказал он, важно понять ключевые тенденции, определяющие ситуацию в России и мире. Для этого необходимы скоординированные усилия ведущих экспертов НСБ, которые бы указывали на конкретные проблемы, выступали бы с ясными предложениями и четко знали, какой будет ожидаемый результат.

В настоящем законопроекте уже сконцентрирована масштабная и серьезная экспертная работа. С благодарности за нее начал свое выступление депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный. «Сомнений нет: развивать охранное законодательство необходимо, — также отметил депутат. — Но как развивать? Существуют различные точки зрения на многие вопросы, связанные с охранной деятельностью. Нужно найти общий знаменатель, который бы устраивал государство и бизнес-сообщество». 

Особенно острым эти проблемы делает то обстоятельство, что России в ближайшем будущем предстоит принять столь крупное международное событие, как Чемпионат мира по футболу.

Основным докладчиком по обсуждаемой теме стал директор НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин. Он пояснил, почему сфера нуждается в новом законе и как может изменить представленный проект охранную отрасль.

Регулирующий сегодня частную охранную деятельность закон также касается и частной детективной деятельности — области, отличной по содержанию, оказываемым услугам и правовой природе от охранной. Более того, он запрещает одному лицу заниматься одновременно частной детективной и охранной деятельностью. Различны даже их регуляторы — в одном случае это МВД, в другом — Росгвардия. В связи с этим представляется необходимым их разграничение на законодательном уровне.

Это не единственное, что вызывает критику в отношении действующего закона. Серьезным препятствием для развития частных охранных услуг стало значительное ограничение области их применения как по видам объектов, так и по направлениям самой деятельности.

В результате этого ограничения некоторые ведомства ввели новые институты безопасности, автономные и зачастую не интегрированные в складывавшуюся годами систему профилактики преступности, в том числе террористической направленности. Речь идет о транспортной безопасности и обеспечении порядка на спортивных мероприятиях.

Жесткое ограничение ЧОО в охране, к примеру, государственных объектов на практике привело к дополнительным затратам госбюджета и, зачастую, ряду проблем по обеспечению качественной защиты.

Председатель правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов особо отметил важность данного положения. «Наша задача — убрать те необоснованные препоны, которые мешают развитию. И первое, о чем мы говорим, — это разрешение субподряда. Сегодня нет оснований, которые бы логически объясняли, почему ЧОО не могут работать по субподряду».

Когда-то ограничение вводилось в связи с тем, что регулятор мог не обеспечить надлежащий контроль за исполнителем при предоставлении услуг по субподряду. Но сегодня система контроля отработана и норма оказалась устаревшей.

Через призму этой нормы следует говорить и об объектах, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Александр Козлов привел в пример крупный химический комбинат. Он имеет порядка 50-ти цехов, и только пять из них выпускают продукцию, которые государство не считает уместным отдавать под охрану частной компании. Но оставшиеся цеха производят лаки, краски и прочую коммерческую номенклатуру. Почему частная охрана не может по субподряду работать здесь?

Далее: за пределами территории комбината находится парковка, детский сад, также принадлежащие ему. ЧОО также не может появиться здесь! Вневедомственная охрана рассматривает все эти территории и здания как один объект — химический комбинат. Между тем, стоимость поста УВО выше, чем у частной охраны, при этом качество последней не ниже.

С учетом этих и других обстоятельств, НИЦ подготовлен проект федерального закона, который регламентирует только частную охранную деятельность, расширяет сферу и область деятельности ЧОО, разрешая работать по субподряду на объектах всех категорий, а также осуществлять ряд других видов сопутствующей деятельности.

Предусматривается конкретизация охранных услуг, к которым предлагается отнести три их основных вида: защита жизни и здоровья физических лиц, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий, охрана объектов или имущества.

При этом ЧОО предлагается разрешить другие дополнительные виды деятельности при наличии лицензии на их осуществление: проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств, обеспечение экономической безопасности, транспортировка грузов, информационные услуги и т.д.

Осуществление данных видов деятельности, по мнению разработчиков законопроекта, поможет оптимизировать затраты потребителей и даст новый импульс для развития полного комплекса услуг со стороны ЧОО.

Кроме того, вводятся должности контроллера-наблюдателя и контроллера-распорядителя в качестве работников ЧОО.

Предлагается также снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации.

Отдельный раздел посвящен взаимодействию ЧОО и органов правопорядка. Обозначено два типа взаимодействия: обязательное, которое ЧОО должна осуществлять как обладатель лицензии на особой вид услуг, и добровольное, осуществляемое на добровольной основе.

В обязательный включены уже имеющиеся в законе положения: информирование о происшествиях и преступлениях, совершенных на объектах, незамедлительная передача задержанных органам внутренних дел, предоставление информации с технических средств охраны по требованию правоохранительных органов в установленном порядке. Добавлено два новых: вызов дежурных служб при обращении граждан в местах осуществления охранной деятельности и оказание содействия госорганам на объектах при возникновении ЧС.

Добровольные формы содействия таковы: участие в совместном с правоохранительными органами патрулировании общественных мест, участие в охране правопорядка в местах проведения массовых мероприятий, содействие в ограничении доступа в зоны стихийных бедствий и т.д. Такое содействие осуществляется на основании договора, оплачивается и заключается, как очевидно из названия, только на добровольной основе.

Без существенных изменений перенесены положения, связанные с осуществлением лицензирования частой охранной деятельности, полномочия частных охранников по выполнению функций по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, обязательные требования к охранным организациям на стадии их создания, ограничения по участию иностранных лиц в охранной деятельности на территории РФ, исключение возможности наделения статусом частного охранника лиц из криминальной среды и т.д.

Главный эксперт-специалист Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ Андрей Аванесов согласился с выступающими: «Назрел момент, что законодательство необходимо совершенствовать». Он заявил, что, в целом, концепция, заложенная в законопроект, поддерживается руководством Росгвардии, однако отдельные вопросы требуют обсуждения и дополнительной проработки.

В ходе развернувшейся дискуссии участники общественных слушателей выступили со своими предложениями в отношении законопроекта. В частности, заместитель председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Анатолий Данилов сообщил, что Союз СРО НСБ готов выступить с инициативой  о внесении в законопроект раздела о саморегулировании в охранной деятельности. «Более 15-ти саморегулируемых организаций работают сегодня над повышением качества охранных услуг, развитием профессиональных стандартов, — напомнил он. — К сожалению, коллектив, который занимался разработкой данного законопроекта, упустил эту тему».

В поддержку ключевых положений предложенного законопроекта высказываются сегодня член Совета Союза ОСО, вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Николай Степанов, президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов и другие представители НСБ. Председатель Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Сергей Саминский отмечает:

— Невозможно отрицать назревшую необходимость совершенствования законодательной базы, которая регулирует нашу отрасль. Но к этому вопросу надо подходить с предельной внимательностью. Мы не можем позволить себе предложить закон, который потребует каких-то правок вскоре после принятия. К счастью, сегодня в нашей отрасли достаточно высококлассных экспертов и практиков, которые, уверен, смогут подготовить достойный документ. Наш Подкомитет и Комитет в целом, разумеется, тоже включатся в эту жизненно важную для будущего отрасли работу.

Прошедшие слушания открывают длительный этап, итогом которого должен стать законопроект, отражающий основные пожелания охранного сообщества и находящий компромисс со взглядом государства на частную охранную сферу. Будет создана рабочая группа, в которую войдут представители Росгвардии, МВД, ФАС, ведущие ученые, эксперты и практики НСБ, которая, и внесет свой клад в развитие законопроекта. Новый закон должен стать значимым итогом 25-летнего развития НСБ в России, но для этого необходимо участие и содействие всего охранного сообщества.

Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»

Фото: guardinfo