21 июля в Общественной палате Российской Федерации прошёл “круглый стол” на тему: “Правоприменительная практика Федерального закона от 21 июля 2014г. N 212-ФЗ “Об основах общественного контроля в Российской Федерации” в Негосударственной сфере безопасности”.
Организатором мероприятия выступили: Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по общественной контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами совместно с Координационным советом НСБ России,Общероссийским профсоюзом НСБ, Комитетом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, Союзом СРО НСБ.
В работе “круглого стола” приняли участие: сопредседатель Координационного совета НСБ России, член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, член Общественной палаты Российской Федерации, доцент кафедры Государственного аудита Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ имени М.В.Ломоносова Елена Шапкина, председатель правления СРО НП “Профессиональное объединение охранных структур" Интегрированная Безопасность" Александр Магрицкий, председатель правления Ассоциации “КЦ РОСС” Александр Козлов, президент Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной полиции “ОПЕРА” Николай Дружинин, заместитель начальника отдела Управления по организации лицензионно-разрешительной работы МВД России Дмитрий Лазарев, исполнительный директор Научно-образовательного центра РАН “Инновации в сфере безопасности” Сергей Лесничий, председатель профсоюза правоохранительных органов и силовых структур Алексей Лобарев, управляющий партнер ГК “Фактор”, эксперт КС НСБ России Пётр Апалько, первый заместитель Комитета Транспортников России по безопасности Василий Аксёнов, ответственный секретарь Координационного совета Негосударственной сферы безопасности Сергей Хмелёв, президент Общероссийской общественной организации “Ассоциация профессионалов сыска Сергей Любименко, начальник управления пожарной охраны ВДПО Алексей Минаев, начальник отдела Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации Леван Минейкин, генеральный директор Благотворительного Фонда “Центр помощи беспризорным детям” ТПП РФ Леонид Романов, Московская коллегия адвокатов №1 Дмитрий Краснов, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций, негосударственной сферы безопасности и эксперты.
СРО Ассоциация предприятий безопасности “Школа без опасности” на мероприятии представляли исполнительный директор Мария Шапкина и эксперт по научно-методической работе Михаил Гаврилов.
На “круглом столе” обсуждались следующие вопросы: формирование механизмов общественного контроля в сфере безопасности; освещались положительные практики и были намечены пути развития; место и роль СРО НСБ в сфере контроля за деятельностью охраны социально-значимых объектов; активизация деятельности отраслевых общественных организаций и объединений как третьего сектора в НСБ.
Общественный контроль является конституционно-правовым институтом, составляющим важный элемент демократической модели общества. Для устойчивого и сбалансированного функционирования аппарата государственной власти, сформированного при помощи демократических институтов, общество должно располагать современными и эффективными инструментами независимого контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это позволяет существенно подкрепить закрепленные на уровне конституционного законодательства, но с большим трудом реализующиеся на практике принципы разделения властей, верховенства права, народовластия, приоритета прав человека и т.д.
Структуры негосударственной сферы безопасности (НСБ) являются одним из основных поставщиков охранных услуг и, соответственно, игроков на рынке муниципальных и государственных закупок, поэтому их непосредственно затрагивают новые принципы работы государственной контрактной системы. Отрасли надо четко понимать механизмы формирования деловой репутации в рамках НСБ и ясно представлять институты ее формирующие.
Сегодня мы говорим о НСБ как о сплоченной, социально ответственной отрасли, в которой работают настоящие профессионалы своего дела, чья работа целиком направлена, на укрепление законности и правопорядка в России. В настоящее время негосударственная сфера безопасности стоит на пороге серьезных изменений, и то, какой она будет завтра, зависит и от законодателей, и от исполнительной власти, и от каждого представителя отрасли. За прошедшие годы многие предприятия отрасли выросли в мощные охранные структуры, которые способны решать широкий спектр стоящих перед ними задач как в области защиты интересов предпринимателей, так и в области обеспечения общественной безопасности. Именно Негосударственная сфера безопасности, объединяющая, в своих рядах, практически все патриотически настроенные организации, охранные структуры и представителей бизнес-сообщества, способна сегодня эффективно противостоять вызовам и угрозам современного мира. Именно НСБ, является сегодня той самой структурой, которая должна и способна активизировать работу по консолидации всех здоровых сил, для обеспечения активной и осознанной поддержки усилий государства, со стороны гражданского общества, в реализации Концепции общественной безопасности в России.
Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Основные направления развития системы общественного контроля с позиций НСБ:
1. Общественный мониторинг деятельности органов исполнительной власти всех уровней. Вхождение представителей общественности (НСБ) в общественные советы министерств и ведомств всех уровней и территориальные комиссии по обеспечению общественной безопасности.
2. Экспертиза текущей нормативно-правовой базы и принимаемых документов. Введение практики “нулевых” чтений разрабатываемых нормативно-правовых актов и общественной оценки регулирующего воздействия принимаемых документов.
3. Разработка отраслевой нормативно-правовой документации, в том числе профессиональных стандартов, образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки, системы контроля профессиональной подготовки кадров и т.д, и т.п.
4. Общественная экспертиза при организации государственных закупок. Практическая реализация, принципа ценовой и неценовой конкуренции, заложенного в ФЗ №44. Создание реального механизма формирования аппарата деловой репутации предприятий отрасли.
5. Общественная проверка сферы потребления продукции и услуг (НСБ), в том числе в сфере защиты от пожаров и стихийных бедствий различного характера.
6. Разработка и внедрения механизмов саморегулирования (отрасли, НСБ). Добровольная общественно-экспертная сертификация продукции, услуг и предприятий (отрасли, НСБ).
7. Разработка программ противодействия всем проявлениям коррупции.