В Москве состоялась общероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика». Одной из основных тем обсуждения стала работа частных охранных предприятий.
Мероприятие было организовано Министерством образования и науки Российской Федерации, а его партнерами стали Научно-исследовательский центр «Безопасность», Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Координационный центр руководителей охранных структур», СРО Ассоциация «Школа без опасности» и другие структуры.
С приветственным словом перед участниками конференции выступила заместитель министра образования и науки Российской Федерации Ирина Кузнецова:
— Вопрос комплексной безопасности образовательных организаций находится в зоне повышенного внимания всех заинтересованных ведомств, силовых структур, родительской общественности, — заявила она. — Он остро стоит в контексте противодействия террористическим угрозам не только в современной России, но и во всем мире. Построение эффективной системы комплексной безопасности объектов и территорий сферы образования невозможно без тесного взаимодействия Министерства образования и науки РФ с Генеральной прокуратурой, ФСБ, Федеральной службой войск Национальной гвардии РФ, МЧС, МВД, Роспотребнадзором, охранными структурами, институтами гражданского общества.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный также говорил об особой важности вопросов безопасности в настоящее время:
— С учетом вызовов и угроз современности, как на международной площадке, так и внутри страны, вопрос обеспечения безопасности наших граждан, а тем более детей — это, конечно, первоочередная задача не только нашего государства, но и всего общества, — сказал депутат.
Он отметил, что особое место в деле обеспечения безопасности занимает физическая охрана объектов образования. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» предусматривает категорирование указанных объектов. При этом для всех трех категорий обязательным является обеспечение пропускного и внутри-объектового режима. А уже для второй категории обязательным условием является обеспечение охраны объектов сотрудниками частных охранных организаций.
В этой связи Анатолий Выборный напомнил, что два года назад Министерство труда утвердило профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Этот документ был создан экспертами СРО Ассоциация «Школа без опасности», возглавляемой Сергеем Саминским. Этот стандарт уже апробирован в Москве. На его основе разработаны учебные программы, по которым прошло обучение свыше трехсот начальников охраны, свыше двухсот сотрудников групп быстрого реагирования ЧОО и свыше восьми тысяч работников охраны стационарных постов столичных объектов образования.
Результат налицо: количество случаев задержания работниками охраны нарушителей с последующей передачей их сотрудникам полиции увеличилось в три раза.
— На мой взгляд, целесообразно проработать в Министерстве образования вопрос о том, чтобы профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» носил не рекомендательный характер, а обязательный, — сказал Анатолий Выборный. — Поскольку данный стандарт — это прорыв в деле повышения качества охраны объектов образования.
В Москве в каждом из семисот образовательных комплексов создана мощная система безопасности. В общей сложности в столице на объектах образования расположено 5200 охранных постов. Каждый из них включает в себя систему экстренного вызова полиции, систему видеонаблюдения, охранную сигнализацию.
Контроль над деятельностью 12000 работников охраны в Москве осуществляется на трех уровнях. Во-первых, это различные органы надзора. Во-вторых, это общественный контроль через механизм Координационного совета Департамента образования по комплексной безопасности образовательных организаций. В-третьих, это контроль со стороны СРО Ассоциация «Школа без опасности». Благодаря взаимодействию с Департаментом информационных технологий подключение видеокамер в школах к городской системе видеонаблюдения позволило создать в СРО и на базе оперативных служб ЧОО центры видеомониторинга для контроля охраны в школах.
Подробнее об обеспечении безопасности образовательных организаций в столице рассказал заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Игорь Павлов:
— Антитеррористическая деятельность Департамента образования г. Москвы включает в себя два основных направления: физическая безопасность и психолого-педагогическая безопасность, подразумевающая в том числе профилактику идеологии терроризма и экстремизма, — сообщил чиновник. — Координацию этой деятельности осуществляет Антитеррористическая комиссия Департамента образования и Координационный совет по комплексной безопасности образовательных организаций. Совет является межведомственным и сопредседателями в нем являются два министра: главы Департамента образования и Департамента региональной безопасности.
Важнейшую роль в обеспечении охранного комплекса играют ЧОО. К ним власти предъявляют самые жесткие требования. К примеру, все они в обязательном порядке должны иметь собственные мобильные группы на автомобилях, оборудованных ГЛОНАСС, патрулирующие территории образовательных организаций.
Особое внимание Игорь Павлов уделил взаимодействию со СРО Ассоциация «Школа без опасности», высоко оценив разработанный в саморегулируемой организации профстандарт. «Этот документ — серьезный шаг в деле повышения качества охраны объектов социальной сферы», — заявил он.
Директор НИЦ «Безопасность», кандидат экономических наук Олег Климочкин высказал свое мнение о созданном на столичных объектах образования комплексе безопасности.
— Это реально действующая система, позволяющая обеспечить достойный уровень реагирования на различные угрозы безопасности, в том числе террористического характера, — сказал он. — В ее основу положено единообразие подходов к технологиям безопасности, централизованный постоянный многоуровневый контроль персонала и постоянный мониторинг обстановки на объектах. Основной такого единообразия, в первую очередь к подготовке персонала, является профессиональный стандарт.
В ходе конференции не остались в стороне и сохраняющиеся в охранной отрасли проблемы. Главная из них — недостаточное финансирование услуг частных охранных организаций со стороны государственного заказчика.
Председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС), член Общественной палаты РФ Александр Козлов напомнил, что большая часть торгов в этой сфере производится на основе Федерального закона № 44-ФЗ. Который, к сожалению, на первое место ставит цену услуги. По этой причине зачастую выигрывают демпингующие предприятия. Ориентируясь на их предложения, заказчики выступают с крайне низкими ценами, которые не позволяют нанять добросовестные организации. В результате чего те не могут получить государственный контракт, а исполнителем становятся предприятия, которые не способны обеспечить безопасность объекта на должном уровне. Учитывая ситуацию в мире, не нужно напоминать, чем это грозит.
До сих пор имеются случаи, когда демпингер обращается к другим участникам торгов с требованием перевести ему деньги — взамен он обязуется с торгов уйти. В случае отказа обрушивает цену до уровня, на котором не может исполнить собственные обещания. Но его не беспокоит разорванный контракт — на следующий год он просто появится с другой фирмой.
Что получается, когда добросовестные охранные предприятия получают достаточное финансирование, мы видим на примере Москвы, где в сфере образования цены примерно соответствуют затратам ЧОО на пост (хотя им и приходится работать с минимальной прибылью). За последние пять лет уровень охраны школ здесь вышел на качественно новый уровень.
Один из путей решения проблемы — нормативное закрепление на уровне министерства расчетов минимальных затрат на охрану и безопасность с учетом региональных коэффициентов. Другой путь — трехстороннее соглашение на уровне региона, который подписывают орган исполнительной власти, объединение работодателей и профсоюзное объединение.
По мнению организаторов конференции, затронутые в ходе мероприятия вопросы и развернувшиеся дискуссии должны помочь выработать наиболее эффективные пути решения вопросов комплексной безопасности образовательных организаций и противодействия террористическим угрозам.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»