Центр развития творчества детей и юношества «Киевский» охраняетЧОП «Гардэ-икс», член СРО Ассоциация «Школа без опасности». На посту здесь Юрий Аралкин, работу которого высоко ценят.
Недавно, в июне этого года, на объект пытался проникнуть неизвестный. Только бдительность охранника позволила сохранить имущество организации в целости. Именно Юрий Аралкин находился на посту в тот день. На улице уже темнело. Занятия в Центре ведутся до позднего часа, но последний учащийся давно покинул здание. Вдруг охранник почувствовал, что кто-то пристально смотрит на него. Ощущение было слишком явным, чтобы отмахнуться от него. Юрий огляделся, посмотрел за окно. Как будто бы никого. Уж не зашалили нервы на непростой службе?
Чего точно не бывает излишним в этой работе, так это бдительности. Предупредив оперативного дежурного, он отправился на внеплановый обход. Как оказалось, ощущения его не обманули. «Наверное, у каждого хорошего охранника вырабатывается такое предчувствие», — улыбается Юрий.
За забором стоял паренек лет 14-15 — он и следил за постом. А между тем его подельник уже наполовину влез в окно школы. Юрий рванулся к воришке, но в тот же миг на улице раздался пронзительный свист — видимо условный сигнал на случай если их «застукают». Подросток соскочил на землю и метнулся к забору. Догнать нарушителя было, к сожалению, невозможно — слишком велико было расстояние. Юрий немедленно вызвал группу быстрого реагирования.
Х отя задержать подростков не удалось, действия охранника предотвратили кражу. Отмечая его заслуги, руководство ЧОП «Гардэ-икс» объявило благодарность и поощрило премией.
Юрий всегда был на хорошем счету у своих работодателей. Начальник охраны Яков Лаврененко, под чьей ответственностью находится этот объект, отзывается о нем так:
— Один из лучших наших охранников. Мы за таких людей держимся. До сих пор в охрану нередко пытаются прийти люди случайные, у которых там не получилось, тут не получилось, и они идут к нам, считая, что здесь-то любой справится. Но это далеко не так. Человек, не готовый по-настоящему к этой работе, у нас не задержится. И на сегодняшний день у нас на объектах стоят одни из лучших бойцов.
«Бойцы» — именно так Яков отзывается о своих подчиненных. Слово это, с одной стороны, — наследие привычной ему профессиональной лексики: в охрану он пришел из 8-го Управления Генштаба, закончив службу в звании полковника. С другой стороны - это действительно бойцы, которые не подведут тех, кто полагается на них, и готовы справиться с любой сложной ситуацией.
Приняв под свою ответственность группу объектов образования, охраняемых «Гардэ-икс», Яков пригласил тех, кого знал по прежней работе, и в ком не сомневался. Среди них — люди, обеспечивавшие безопасность коммерческих объектов, на которых в прежние времена возникали крайне непростые ситуации, вплоть до попыток рейдерских захватов; сотрудники, стоявшие на элитных объектах, занимавшиеся личной охраной.
Своя предыстория, повествующая о том, как он стал профессионалом своего дела, есть и у Юрия Аралкина. Начинается она пять лет назад. В его родном городе закрылись шахты. Привычной работы не стало. Семью кормить надо. Решил попробовать себя в частной охране. Прошел обучение, получил квалификацию. С первым объектом не повезло — о том, чтобы бытовые условия на посту позволяли человеку сосредоточиться на ответственном деле, здесь не озаботились.
Совершенно иным было новое предложение — позвали в Ставропольское президентское кадетское училище.
— Очень серьезный объект, — вспоминает Юрий. — И уровень охраны соответствующий. Сказывается близость неспокойных республик. Там я прошел хорошую школу. Курировало нас ФСБ, готовя охранников к самым разным нештатным ситуациям. На московских объектах образования отношение к безопасности тоже очень строгое, так что полученный опыт позволяет и здесь соответствовать высоким требованиям. Конечно, каждый день в нашей работе — это новые вызовы, но для этого наш начальник охраны еженедельно проводит занятия и инструктажи, что позволяет не растеряться в нужный момент.
Училище пришлось покинуть по той причине, что забота о его безопасности была передана ФСО. Надо сказать, что статус учебного заведения вовсе не являлся гарантией защиты от конфликтов, которые всегда готовы разжечь люди, ставящие себя выше любого человека не из их круга. Жесткие требования антитеррористической безопасности предписывали не парковать машины возле забора училища. Разумеется, многие это требование игнорировали: «Я ненадолго», «Мне надо», «Мне плевать». Объяснять им их неправоту приходилось охранникам. И, конечно, зачастую вежливая просьба понимания не встречала.
Напомнить о том, что избранных нет, приезжал эвакуатор. С надеждой грубияны прибегали потом к охранникам, пытаясь выяснить, что стряслось с их «неприкасаемым» автомобилем.
И такие ситуации возникали при работе на столь серьезном объекте. Как же обстоит дело со службой на посту в рядовой московской образовательной организации? Как оказалось, на удивление хорошо.
— У меня со всеми сложились прекрасные отношения: что с родителями, что с администрацией, — говорит Юрий Аралкин. — Мы друг друга отлично понимаем. Мы постоянно общаемся и заинтересованы в том, чтобы не возникали конфликты, а на объекте было спокойно. Если есть в этом единодушие, то и взаимодействие между начальником охраны, сотрудником на посту и администрацией будет налажено как должно.
Большинство из тех, кто находится на объекте, — это дети. И именно от умения работать с таким контингентом во многом и зависит, подходит ли охранник для работы в этой сфере.
Центр посещают дети самых разных возрастов. Самые маленькие, от трех лет, занимаются в классах для дошкольного образования. Старшеклассники, без пяти минут выпускники, обучаются языкам и приходят в творческие студии.
— Конфликтов между ребятами не возникает, — говорит Юрий. — Даже между старшими. Это меня и самого, бывало, удивляет — столько ведь говорят о современной молодежи. Но здесь ребята абсолютно адекватные. И если им и делается какое-то замечание, то они воспринимают все спокойно.
В конце концов, учиться сюда приходят не «из-под палки» — дети сами выбирали себе увлечения. И самая большая проблема — не гасить какие-нибудь конфликты, а добиться того, чтобы учащиеся вовремя покидали Центр, чересчур не задерживая преподавателей.
Сегодня на объектах, находящихся под защитой предприятий, объединенных СРО Ассоциация «Школа без опасности», статус учащихся приобрели и сами охранники. Прямо на постах, по разработанной специалистами «Школы без опасности» программе, их готовят к аттестации, которая включает в себя 99 вопросов. Чтобы пройти тест, ответить верно нужно на каждый из них. На это дается три попытки. Юрий уже прошел этот курс и считает его очень полезным для работы.
— Вопросы, которые включены в программу, охранникам знать нужно. Всегда может возникнуть какая-то нештатная ситуация. А тут специалисты уже обрисовали ее, разобрали и подсказали, как действовать, согласно имеющемуся опыту и действующему законодательству.
Подобное обучение для современного сотрудника охраны стало неоценимо важным. Требования заказчиков возрастают из года в год, и чтобы соответствовать им, необходимо все больше знаний. Поэтому и не могут здесь работать те, кто решил поискать легкой доли.
— Когда я начинал, в этой сфере еще встречались случайные люди, — вспоминает Юрий Аралкин. — Но сегодня я вижу вокруг себя тех, кто приходит на пост не «отбыть время», а ответственно выполнять свою задачу.
Денис КРЮЧКОВ.