Первое в этом году расширенное заседание Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности прошло 4 февраля и было посвящено частной охране.
Провел мероприятие председатель Комитета, депутат Государственной Думы РФ Анатолий Выборный.
К рассмотрению было представлено два вопроса: правоприменительная практика в сфере закупок для обеспечения охраны государственных и муниципальных объектов и совершенствование нормативно-правовой базы в связи с принятием нового закона о частной охранной деятельности.
Анатолий Выборный напомнил, что принятие в конце прошлого года базового закона, регулирующего сферу частной охранной деятельности, стало первым таким событием в истории нашего государства. Были значительно расширены виды деятельности и полномочия частных охранных предприятий. К примеру, исчез такой пережиток прошлого, как запрещение создавать филиалы в других регионах. «Это вопрос крайне актуальный с учетом множества вызовов и угроз, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время», — добавил Анатолий Выборный.
О других аспектах развития отрасли рассказал руководитель рабочей группы по развитию института частной охранной деятельности, президент ФКЦ РОС Александр Козлов.
Он отметил, что если на начальном этапе существования частной охраны регулятор при изменениях нормативно-правовой базы был сосредоточен на контроле деятельности ЧОО, то постепенно, с ростом доверия к ним, стали расширяться и права частного охранника. Одновременно и сами ЧОО формировали механизмы саморегулирования и собственные общественные институты. Эти процессы привели к появлению двух ключевых для развития всей отрасли общественных организаций — ФКЦ РОС и СРО Ассоциация «Школа без опасности».
Среди достижений, которые были бы невозможны без их усилий, Постановление Правительства РФ № 2604, сделавшее на торгах по закупке охранных услуг государственным заказчиком более весомыми критерии качества, чем цены (60% против 40%). Прорывом стало также появление Приказа Росгвардии № 45, установившего порядок формирования начальной (максимальной) цены на закупку охранных услуг.
Однако на этом борьба за очистку рынка государственного заказа от тех участников, у которых от частного охранного предприятия разве что название, не закончена. При проведении аукционов подобные участники снижают цену почти на 50%. Как это сказывается на качестве их услуг, легко догадаться. А их провалы влияют и на имидж добросовестных организаций.
Александр Козлов считает, что для изменения ситуации действовать нужно на нескольких направлениях. Первое — приказом Минфина должна быть утверждена отдельная бюджетная статья расходов на закупку охранных услуг. Сейчас частная охрана финансируется из статьи «содержание имущества». Что побуждает некоторых заказчиков пренебречь безопасностью в пользу, например, ремонта. Второе — остро стоит необходимость запретить закупку охранных услуг методом аукциона. Третье — 45-й приказ Росгвардии должен исполняться повсеместно. Нельзя оправдать цену, которая не позволяет исполнителю либо выплатить МРОТ, либо исполнить налоговое законодательство. А цена ниже рассчитанной по 45-му приказу априори означает именно это. «Считаю, что решение хотя бы этих трех проблем коренным образом повлияет на качество охранных услуг в лучшую сторону», — заявил Александр Козлов.
Руководитель рабочей группы по ценообразованию в охранной отрасли Александр Гадалов коснулся проблем, возникающих у добросовестных исполнителей на закупках.
На сегодняшний день силами ЧОО обеспечивается охрана десятков тысяч объектов социальной сферы — школ, детских садов, больниц. Как правило, все они относятся к объектам, в отношении которых предъявляются обязательные требования по антитеррористической защищенности. В большинстве случаев закупка охранных услуг для них производится в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
— К сожалению, несмотря на все последние позитивные законодательные изменения, заказчики находят способы создавать барьеры, которые сводят результат закупки к мнимой экономии бюджетных средств, достигаемой за счет неисполнения контрактов в полном объеме и неуплаты налогов исполнителями, — отметил Александр Гадалов. — Мы разделяем эти барьеры на две основные категории — ситуативные и надстроечные.
К первым относятся те, которое заказчики используют, руководствуясь прямыми нормами Закона № 44-ФЗ. Это закупка охранных услуг аукционом, закупка с сокращенным сроком оказания услуг, применение неэффективных показателей оценки заявок. Надстроечные ограничения создаются путем принятия нормативных актов или письменных рекомендаций и указаний на уровне федеральных или региональных органов власти. Так, есть пример издания регионом своего постановления о порядке определения НМЦК, которое противоречит 45-му приказу.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский в своем выступлении рассказал об опыте охраны образовательных организаций Москвы.
В столице был пройден большой путь: от времени, когда в этой сфере работали сотни ЧОПов, большинство из которых предоставляли имитацию вместо реальных услуг, до периода профессиональной охраны, который связан с деятельностью СРО Ассоциация «Школа без опасности». Точкой его отсчета можно считать 2015 год, когда появился первый профессиональный стандарт в частной охранной отрасли «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». С этого момента в столице началась профильная подготовка кадров для охраны объектов образования. Всего в последующие годы под эгидой СРО Ассоциация «Школа без опасности» удалось обучить 40000 человек для этой непростой, обладающей своей спецификой работы.
Эти профессионалы стали фундаментом устойчивой системы охраны образовательных организаций Москвы. Ее сохранению послужили принятые властями города меры против демпингеров: большие лоты на торгах, которые были непосильны для предприятий-однодневок, трехлетние контракты и т.д.
Однако на данный момент в столице возник сильный разрыв между НМЦК, рассчитанной по 45-му приказу, и реальной ценой контракта, что создает определенную угрозу отлаженной системе охраны образовательных организаций.
А ведь очень важно удержать подготовленных, опытных охранников, о качестве работы которых наглядно сообщает статистика. Ее привел Сергей Саминский. За один только 2024 год оперативной службой СРО Ассоциация «Школа без опасности» было зафиксировано более 150 пресеченных попыток проноса запрещенных предметов (среди которых ножи, пневматические пистолеты, пиротехника), 29 предотвращенных проникновений на объекты, 65 задержанных охранниками и переданных сотрудникам полиции правонарушителей и т.д.
И если эти цифры недостаточно убедительны, красноречивым является тот факт, что именно СРО Ассоциация «Школа без опасности» была выбрана Росгвардией для выполнения задач по охране образовательных организаций на освобожденных территориях. К настоящему моменту в исполнение поручения Президента РФ в четырех новых субъектах действует порядка 2500 постов, на которых несут службу работники ЧОО — членов СРО Ассоциация «Школа без опасности».
Представитель Правительства Москвы Владимир Лопарев указал, что вопрос охраны образовательных организаций и повышения цены на эти услуги сегодня активно прорабатывается властями города.
Директор Департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей Александр Волченко продолжил тему нового Закона «О частной охранной деятельности».
— Для того, чтобы он полноценно работал, нужна подзаконная база, — подчеркнул он. — Мы все знаем, что зачастую подзаконные акты с точки зрения влияния на отрасль имеют даже большее значение, чем положения самого закона.
В связи с этим Александр Волченко предложил проводить дальнейшую совместную работу с Росгвардией по разработке данных актов на площадке Комитета по безопасности предпринимательской деятельности.
Одним из способов защиты рынка охранных услуг от недобросовестных поставщиков является общественный контроль. Об этом заявил председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. При Комиссии была создана рабочая группа по организации общественного контроля за качеством оказания охранных услуг при исполнении государственного заказа, а первые проверки должны пройти уже в марте.
На заседании также выступили представители федеральных органов власти — ФНС, ФАС России, Минпросвещения и Генеральной прокуратуры. Они с вниманием отнеслись к озвученным проблемам и выразили готовность помочь охранному сообществу после проведения их тщательного анализа.
О практике применения 45-го приказа высказался начальник Управления ГУЛРРиГК Росгвардии Азамат Дышеков. Он подчеркнул, что в главке постоянно работают с региональными подразделениями, благодаря чему на сегодняшний день уже примерно в сорока субъектах цена на охранные услуги либо соответствует расчетной, либо близка к ней.
Директор НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин назвал еще одну возможность для улучшения ситуации в отрасли. По его мнению, одним из назревших вопросов для сферы частных охранных услуг является дисбаланс между разрешенными для применения упрощенной системы налогообложения суммой годового дохода и количеством персонала. Из-за этого заблокированы процессы естественного роста организаций. Оптимальным было бы расширить нулевую ставку НДС на все субъекты частной охранной деятельности.
Вице-президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Силивончик напомнил, что Президентом РФ была поставлена задача поддержки отраслей, которые вносят вклад в дальнейшую реабилитацию и социализацию участников СВО. Одной из них является частная охрана. Появляется все больше примеров реализации в ней ветеранов СВО. Так, боец, потерявший на фронте ногу, нашел себя в качестве инспектора, проверяющего качество охраны объектов образования. И чем больше становится таких примеров, тем большее недоумение в контексте распоряжения Президента РФ вызывает недофинансирование отрасли.
На заседании выступили и другие эксперты, среди которых главный советник Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Денис Дроздов, заместитель председателя правления РООР ФКЦ «Москва» Михаил Потапов и руководитель объединенной редакции ИД «Мир безопасности» Дмитрий Каплин.
В ходе мероприятия прозвучало важное соображение, с которым трудно спорить: тяжелые последствия, наступающие из-за провалов в сфере антитеррористической защищенности, стоят обществу куда больше, чем средства, сэкономленные на профессиональной охране.
По результатам заседания планируется обращение к председателю Правительства РФ и в Государственную Думу по внесению назревших изменений в нормативно-правовые акты.
Пресс-служба СРО Ассоциация «Школа без опасности»