В результате ножевой драки в одной из пермских школ получили ранения 12 человек, из них 11 детей
О том, что необходимо сделать для предотвращения подобных ситуаций, «Парламентской газете» рассказал замглавы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
- Анатолий Борисович, по вашему мнению, трагедия в Перми — случайный эксцесс или результат пробелов в системе безопасности?
- Прежде всего, я хотел бы выразить глубокое сочувствие всем пострадавшим в этой трагедии. Что же касается ответа на ваш вопрос, то в этой связи я готов сразу сделать вывод о недостаточной эффективности существующей системы обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
Напомню, в декабре 2015 года Министерство труда утвердило федеральные стандарты по обеспечению безопасности в сфере образования. С принятием этих стандартов у нас появилась новая профессия — охранник по обеспечению безопасности на объектах образования. Однако сегодня стандарты носят рекомендательный характер, и каждое образовательное учреждение в каждом субъекте РФ по-своему принимает решение — внедрять либо обходиться без них.
Москва однозначно пришла к выводу о том, что необходимо повышать безопасность. В столице работает пилотный проект, согласно которым упомянутые стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер. В результате, например, по итогам 2016 года благодаря реализации этого проекта обнулились все кражи имущества в образовательных учреждениях, и ни один ребёнок не пострадал.
- Какие конкретные меры отвечают указанным стандартам?
- Для примера — что такое сегодня объект охраны в московской школе или в детском саду? Это периметр, который полностью находится под видеонаблюдением. Картинка с территории образовательного учреждения и прилегающих территорий транслируется на мониторы, за которыми наблюдают на посту охраны. Если возникают какие-либо признаки угрозы, то у охранников есть «тревожная кнопка», благодаря которой можно немедленно поставить в известность органы правопорядка, которые приезжают в считаные минуты по первому вызову. Также этот сигнал поступает группе оперативного реагирования частной охранной организации — на место происшествия прибывают полностью экипированные и подготовленные люди, готовые к любым нестандартным ситуациям; у них, как правило, есть специально обученные собаки, оружие и необходимая амуниция.
Далее очевидно, что каждый, кто приходит в школу, должен проходить через соответствующий пункт проверки, где стоят профессиональные охранники, и где есть необходимое оборудование для обнаружения опасных предметов. Во многих московских школах есть специальные кабины, где могут отследить наличие оружия. Если бы ребята в Перми проходили через кабину металлоискателя, то, разумеется, охранник попросил бы показать, что у них находится в портфеле. А если бы они отказались, то он бы попросту не пропустил их в школу. Потому что в школу дети должны приходить с тетрадками, ручками, карандашами и ластиками — но уж точно не с оружием!
- А достаточен ли уровень подготовки профессиональных школьных охранников?
- На одного охранника в Москве приходится около 17 проверок ежемесячно — на физическую подготовку, на психологическую подготовку, на умение работать с детьми и на умение действовать в нестандартных ситуациях. Периодически они проходят соответствующую переподготовку, и постоянно находятся под пристальным контролем проверяющих органов.
Причём мониторинг за действиями работников охраны осуществляется не только когда на место приезжают проверяющие из сферы образования, здравоохранения или других органов. Помимо всего этого существует координационный совет, который может в режиме онлайн круглосуточно наблюдать за действиями частных охранников в любой школе, поскольку все видеокамеры столичных образовательных учреждений подключены к единой системе видеонаблюдения. То есть проверяющий заходит в сеть и смотрит — в какой школе как работают частные охранники.
- Вы считаете, что другим регионам пора взять пример с Москвы?
- Очень важно, чтобы и дети, и их родители чётко понимали, что в школе или в детском садике ребятам не только комфортно, но и безопасно. Поэтому ещё после инцидента со стрельбой, который произошёл в прошлом году в подмосковной Ивантеевке, мы начали прорабатывать вопрос о том, чтобы сделать эти стандарты по обеспечению безопасности обязательными по всей России. А сегодняшний инцидент в Перми — это капля, которая переполнила чашу. Поэтому до конца этого месяца я намерен выйти с предложением к министру образования о том, чтобы эти стандарты по обеспечению безопасности в сфере образования носили не рекомендательный, а обязательный характер по всей территории Российской Федерации. На мой взгляд, сегодня необходимо вернуться к этому акту, проработать его со всех сторон и распространить столичный опыт по всей стране. Тогда, я думаю, что такие случаи должны уйти в прошлое.
- Анатолий Борисович, а помимо стандартов безопасности можно ли сделать ещё что-то для предотвращения трагедий, подобных той, что случилась в Перми?
- Наряду с образовательным процессом, школы и детские сады должны тщательнее заниматься воспитанием детей. Должна существовать прямая устойчивая и доверительная связь между преподавателями и родителями — чтобы взрослые понимали склонности ребёнка к тому или иному поведению. Если, допустим, ребёнку свойственно совершать какие-то неадекватные поступки, то такие дети должны состоять на учёте в органах внутренних дел либо в соответствующих медицинских учреждениях. И к ним в школах должно быть повышенное внимание и соответствующий присмотр.
Более тщательную работу должны проводить школьные психологи и комиссия по делам несовершеннолетних. Потому что если бы по отношению к этим детям, которые являются в школу с ножами, было бы более пристальное внимание со стороны взрослых, то взрослые загодя обнаружили бы, что с ними что-то не в порядке. Ведь наверняка кто-то знал, что этот ребёнок приходит в школу с ножом, наверняка он перед кем-то бахвалился!
А ещё должны существовать более тесные отношения образовательных учреждений с органами власти. К детям должны приходить участковые, работники по делам несовершеннолетних, представители органов правопорядка и правосудия, ветераны, представители Минобороны, работники других сфер. Они должны разговаривать с детьми. Я уверен, что такие встречи могут повлиять не только на выбор профессии, но и на поведение детей, а также на установление более доверительных отношений ребят с теми людьми, в чьей компетенции предотвращать правонарушения.
Почему мы недавно вышли с законом о патриотическом воспитании, где сфера образования занимает одно из центральных мест? Именно потому, что детей нужно не только обучать, но и воспитывать.
pnp.ru