CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

"Чоповцы" обязаны будут уметь общаться с детьми и при необходимости оказать первую медицинскую помощь. Школьные охранники будут ловить курильщиков и наркоманов среди работников и учащихся образовательных учреждений. Эти функции вошли в профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ (документ есть в распоряжении «Известий»). Как пояснил президент Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности» Сергей Саминский, когда стандарт будет принят, охранники без дополнительной подготовки не смогут работать в школах и детсадах.

Согласно проекту профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» охранники помимо своих прямых обязанностей должны будут следить, чтобы учащиеся не приносили на территорию школы и не употребляли «алкогольные и слабоалкогольные напитки, наркотические средства, потенциально опасные психоактивные вещества и их прекурсоры», а также проводить профилактику и пресекать факты курения.

Если охранник обнаружит «на охраняемой территории обучающихся или преподавателей образовательной организации в состоянии алкогольного или наркотического опьянения», он должен будет сообщить об этом администрации и вызвать полицию.

Также охранник должен уметь «оказывать первую помощь несовершеннолетним, отравившимся наркотическими или токсическими веществами».

В Минтруда считают, что охранники должны заниматься профилактикой употребления алкоголя, поскольку «для образовательных организаций во всем мире сложился специфический набор характерных угроз», в том числе «рост детской и подростковой наркомании, токсикомании и употребления новых потенциально опасных психотропных веществ».

Кроме того, на охранные организации ложится обязанность следить за тем, чтобы учащиеся не покидали территорию школ во время учебы. Так, охранники должны осуществлять «контроль за состоянием периметра (ограждений) территории дошкольных образовательных организаций для исключения самовольного выхода воспитанников с территории во время прогулок», также в их обязанности входит «проверка оснований ухода обучающихся из школ в часы проведения образовательного процесса».

Охранники образовательной организации обязаны владеть основами детской и подростковой психологии, они будут постоянно проходить курсы повышения квалификации – раз в три месяца.

«Для предотвращения новых, глобализирующихся, неизвестных ранее в России угроз образовательным организациям требуются специально подготовленные работники, квалифицированно владеющие научно обоснованными методиками трудовых действий», – говорится в пояснительной записке к проекту ведомственного акта.

Один из разработчиков документа – президент Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности» Сергей Саминский пояснил, что после принятия профстандарта охранники должны будут пройти дополнительное обучение, чтобы работать в школах.

– У охранного сообщества еще с 2004 года сформировалось мнение, что необходима дополнительная подготовка охранников, работающих в образовательных организациях, из-за специфики работы с детьми. Вначале будет принят профстандарт, а потом на его основе – образовательный стандарт. Охранник, который не пройдет эту подготовку, не сможет работать в школах и детсадах. Он не лишается статуса охранника, сможет работать в магазине, на стройке и пр. Сейчас чоповцы заканчивают негосударственные учреждения, получают диплом и сдают на квалификационный разряд, – рассказал он. – Для школьного охранника важно умение общаться с детьми. На территории школ может совершаться около 18 видов административных правонарушений, начиная от курения, и охранник должен проводить профилактическую работу по всем нарушениям.

Как рассказал Сергей Саминский, в Москве деятельность охранников в школах проверяется девятью разными контролирующими структурами.

– Основная структура – это заказчик госконтракта на охранные услуги, то есть администрация школы. Как только стандарт будет принят Минтруда, он попадет в техническое задание заказа и охранные организации будут обязаны представить сотрудников в соответствии со стандартом. Кроме того, прокуратура, вневедомственная охрана, рабочая группа департамента образования, участковые имеют право проверять охранников, – сказал он.

По данным Минтруда, в России действует около 53 тыс. школ и 45 тыс. дошкольных учреждений. В образовательных организациях работают более 1 млн преподавателей и воспитателей и обучается более 13 млн детей.

«Около 78% образовательных организаций по России не охраняются частными охранными организациями. Их безопасность в дневное время обеспечивают дежурные администраторы из преподавательского состава, назначаемые по графику, а в ночное время – ночные сторожа или операторы пультов технического наблюдения. Сторожа и операторы не проходят проверку на наличие противопоказаний к занимаемой должности, итогом которой является медицинское заключение, и не обучаются профессии. Они выполняют трудовые функции на основании должностной инструкции, разрабатываемой и утверждаемой руководителем образовательной организации, и под его контролем. Их квалификация не проверяется», – отмечает Минтруда.

Сторожей по стране насчитывается около 79 тыс., а работников, имеющих статус частных охранников, задействованных в обеспечении безопасности школ и детсадов, около 70 тыс.

По словам Сергея Саминского, в России чоповцами охраняются только школы в городах-миллионниках.

– В сельской школе просто денег нет на пост охраны, – пояснил он. – Но мы предусматриваем и подготовку сторожей в рамках стандарта, они тоже должны будут сдать свой минимум.

По мнению директора московской школы Центр образования № 293 Александра Глозмана, в обсуждении профстандарта сами образовательные организации тоже должны принять участие.

– Школа – специфическое место, и при подборе охранников немаловажно учитывать личностные качества, готов ли он выступать в роли педагога и старшего наставника. В школе есть определенный уклад и корпоративная культура, и человек не должен выбиваться из этой системы. Это коллективная работа – библиотекарь, буфетчица, уборщица, – все обеспечивают условия для качественного образования, – отметил Александр Глозман. – Подбором людей занимаются охранные организации, но мы вправе выставлять претензии, если есть вопросы по невыполнению должностных обязанностей. У нас есть специалист по обеспечению безопасности, и он отвечает за взаимодействие охранных структур со школой.


Оригинал статьи: http://izvestia.ru/news/591323