CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Современная охрана объектов образования — это отнюдь не только сотрудник ЧОПа на посту возле входа. Она включает в себя множество элементов, которые вместе создают мощный комплекс безопасности, охватывающий весь объект.

Рассмотрим эту систему на примере Центра образования №1499. Как и в любой московской школе, первое, что бросается в глаза любому посетителю, это пост охраны. Двое сотрудников ЧОО «Родикон», водящего в СРО Ассоциация «Школа без опасности», следят отсюда за соблюдением пропускного и внутриобъектового режима. Вся информация, имеющая значение для поддержания порядка на объекте, сводится к ним.

Что такое комплексная безопасность? Это группа мер, направленных на обеспечение защиты организации от факторов природного, социального и техногенного характера. Существует пять направлений, по которым работают специалисты безопасности, обеспечивая спокойное пребывание обучающихся и сотрудников на объекте: пожарная безопасность, гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях, электробезопасность, охрана труда, антитеррористическая защищенность.

Последнее в наши дни является направлением, которому уделяют особое внимание. В соответствии с приказом директора Центра здесь действует специальное формирование, которое отвечает за мероприятия, связанные с антитеррористической защищенностью.

Одной из линий защиты, позволяющих не допустить на объект посторонних лиц, являются турникеты. Те, кто вправе находиться в школе, либо имеют электронную карту, либо должны будут объяснить цель визита охране и получить разрешение на вход от представителей администрации. Данные каждого из них после предъявления документа, удостоверяющего личность, заносятся в журнал посещений. Задача перед охраной поставлена строго: без соответствующих документов никто не может быть пропущен внутрь ни под каким предлогом. 

На посту расположено несколько мониторов, куда стекаются данные с шестидесяти камер наблюдения, расположенных не только внутри, но и по периметру здания. Это позволяет заблаговременно увидеть угрозы, проявившую себя еще за стенами школы, на прилегающей территории. Каждый охранник имеет при себе кнопку экстренного вызова, после нажатия которой наряд полиции прибудет на объект в течение считанных минут.

Один из ключевых моментов для осуществления грамотных мер по линии безопасности — это отлаженное взаимодействие между охранным предприятием и администрацией.

— С ЧОО «Родикон» у нас сложилось полное взаимопонимание и эффективное сотрудничество, — говорит заместитель директора по обеспечению безопасности Владимир Веляев. — Я еженедельно проверяю исполнение сотрудниками их обязанностей. Существуют специальные критерии, по которым я оцениваю их знания и возможности. Оценки выставляются по пятибалльной системе. Если есть замечания, сообщаю об этом в Департамент образования и в охранное предприятие. Решения по дальнейшей работе охранника или о том, как исправить выявленный недочет, принимаются в самые короткие сроки.

В работе охранника проверяющие сегодня обращают внимание на множество факторов, начиная от внешнего вида и заканчивая психологической подготовкой. Сотрудник ЧОПа, оберегающего школу, должен уметь общаться с детьми, быть тактичным и коммуникабельным в отношении посетителей и персонала. Кроме того, он, разумеется, обязан знать федеральные законы, связанные с пожарной безопасностью, гражданской обороной и другими направлениями, влияющими на защищенность объекта. Нужны ему и многие другие навыки: вплоть до того, чтобы по внешнему виду определять, употребляет ли ученик какие-либо запрещенные вещества. Все это необходимо, чтобы в любой ситуации действовать грамотно, корректно, в соответствии с должностной инструкцией. Одним словом — профессионально.

Но для этого охранник должен прежде завершить серьезную подготовку. Пройдя медкомиссию и закончив специализированное негосударственное образовательное учреждение, он сможет получить диплом охранника. Однако достаточно ли этого, чтобы работать на объектах образования? Когда-то иного варианта попросту не было; особенности охраны таких организаций человек постигал исключительно на своем опыте, методом проб и ошибок. Но те частные охранные структуры, которые стремились улучшать свою работу, понимали, что обычной подготовки здесь не достаточно — слишком специфический объект.

Сегодня безопасность в сфере образования г. Москвы обеспечивают ЧОПы, входящие в СРО Ассоциация «Школа без опасности». Как Ассоциация она возникла в 1994 по инициативе частных охранных предприятий, которые защищали объекты образования. Основная цель инициаторов этого объединения — отработка стандартов, создающих фундамент работы по этому направлению, специализированное обучение охранников и должностных лиц, а в целом — повышение качества охранных услуг.

— С тех пор изменилось многое, — вспоминает Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский. — Когда-то на объектах образования обеспечивали порядок около четырехсот охранных предприятий. В настоящий момент из них осталось 46. Фильтрация осуществлялась по качеству. Наша организация сыграла большую роль в этом процессе. Например, мы участвовали в разработке конкурсной документации, в которой были определены очень жесткие требования к исполнителю. И те, кто не мог должным образом выполнять свои обязательства по охране, один за другим выбыли с рынка.

Работа организации по координации деятельности охранных предприятий в какой-то момент вызвала интерес у заказчика, Департамента образования г. Москвы в лице его руководителя Исаака Иосифовича Калины. По его предложению Ассоциация была преобразована в саморегулируемую организацию, существующую поныне.

Усилия по улучшению охранных услуг, оказываемых в сфере столичного образования, не прекращаются. Недавно специалисты «Школы без опасности» разработали программу обучения, по которой сотрудники ЧОПов получают дополнительное профессиональное образование. Окончив курс, охранник должен пройти аттестацию в форме теста, состоящего из 99 вопросов. При этом успешной сдача считается только при верном ответе на каждый из них. «Сама практика охранной деятельности лежит в основе этой программы, — отмечает Сергей Саминский. — Все вопросы взяты из жизни и основаны на требованиях регламентирующих документов».

СРО не вправе навязывать своим членам прохождение такой аттестации, однако все московские ЧОПы, работающие в сфере образования, добровольно изъявили желание подготовить по этой программе своих сотрудников.

Столица в этом отношении имеет передовой опыт. Здесь в тесном взаимодействии вопросы безопасности объектов образования решают частные охранные структуры, органы исполнительной власти, общественность. Повышенное внимание этим вопросам уделяют в преддверии нового учебного года в Московской городской думе. В частности, осуществляемый в эти дни мониторинг готовности школ находится на особом контроле Комиссии по безопасности, возглавляемой депутатом Мосгордумы Инной Святенко.

Но что насчет других регионов? К сожалению, для многих из них столица в этих вопросах остается весьма отдаленным ориентиром. Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин в связи с этим говорит:

— Безопасность граждан России — это ответственность государства. Мы платим налоги, чтобы оно обеспечивало нашу защиту. В Москве действует программа «Безопасный город», в рамках которой выделяется финансирование на охрану школ. Недавно в Общественной палате РФ мы проводили слушания по готовности школ к учебному сезону. Обсуждались различные регионы. К сожалению, во многих из них финансирование на эти цели недостаточное; существует практика, когда деньги на охрану выделяют родители. Считаю, что эта практика не должна существовать. Обеспечение безопасности — задача государства. При этом нужно помнить, что современный комплекс охраны не может стоить копейки. И те требования, которые жизнь предъявляет к сотрудникам ЧОПов — и здесь я имею в виду компетентных, квалифицированных специалистов, подразумевают достойное финансирование их труда. 

Пресс-служба СРО Ассоциация "Школа без опасности"