В Москве власти предъявляют самые высокие требования к организациям, охраняющим социальные объекты. Только те из них, которые из года в год подтверждают высокое качество услуг, могут быть успешны в этом деле. Группа «СТАРК Безопасность» на сегодня охраняет свыше тысячи социальных объектов столицы, а ее сотрудничество с государственным заказчиком началось более пятнадцати лет назад.
В преддверии нового учебного года Президент Группы «СТАРК Безопасность» Александр Гадалов рассказал о важности профессионального стандарта для частной охранной деятельности, техническом оснащении современной охраны и поощрении своих работников.
— Александр Викторович, конец августа и начало сентября является для ваших работников напряженным периодом: начинается учебный год, празднуется День города, проводятся выборы… В этом году в Москве еще и организован масштабный фестиваль «Цветочный джем», многие площадки которого охраняет «СТАРК». Как удается справиться с чередой столь серьезных испытаний?
— Наши люди постоянно ориентированы на максимальную бдительность и ответственность, не только по случаю важных мероприятий. Это позволяет им справится с любым вызовом.
В охране социальных объектов в последние годы был сделан заметный качественный скачок. Во-первых, органы власти Москвы по-новому подошли к ситуации с частной охранной. Начало этому дало руководство Департамента образования в лице его руководителя Исаака Иосифовича Калины. Он выступил с инициативой создания саморегулируемой организации, которая бы объединила частные охранные предприятия, занятые в сфере образования. И во-вторых: само охранное сообщество, поддержанное государством, сумело в этой сфере консолидироваться и заняться стратегическим развитием своего дела. Я говорю о СРО Ассоциация «Школа без опасности». От ее президента Сергея Васильевича Саминского исходили важнейшие инициативы по совершенствованию этой сферы. Главной из них я считаю создание профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций».
Этот документ представляет собой, по сути, перечень требований к квалификации охранника этой сферы. На его основе создаются специализированные программы обучения. Под эгидой СРО Ассоциация «Школа без опасности» был создан Учебный центр профессиональной квалификации, через который прошло порядка 20000 работников. Замечу, что без саморегулируемой организации такую работу наладить было бы невозможно. Часть занятий с работниками стационарных постов проходила дистанционно, и руководство Департамента образования очень помогло нам, выделив охранникам места, где они могли слушать лекции и смотреть учебные фильмы.
Так что к любым испытаниям мы приближаемся спокойно, будучи уверенными в профессиональном уровне наших работников. Обеспечение безопасности крупных общегородских мероприятий для нас — это уже давно неотъемлемая часть работы. Мы подходим к каждому из них с полной готовностью. Но с такой же готовностью мы приступаем к каждой рабочей смене.
— В чем же состоит повышение качества работы охраны? Это лишь впечатление или оно выражается как-то более определенно?
— Мы работаем не с впечатлениями, а с конкретными ситуациями, которые складываются в статистику. И статистика явно отражает положительные результаты наших усилий. В разы — в разы, я подчеркиваю, — выросло количество правонарушителей, задержанных нашими работниками и в дальнейшем переданных правоохранительным органам. Все это — предотвращенные случаи воровства, хулиганства и даже нападений на людей, присутствующих на объекте.
Подобных эпизодов так много, что мне даже не нужно поднимать какие-то документы, чтобы вспомнить подробности последних из них. Недавний случай: наш охранник, Сергей Овсянников, остановил учащегося для выборочного обследования ручным металлодетектором и обнаружил в его рюкзаке нож длиной в 14 сантиметров. Это, замечу, не простая случайность. Эксперты СРО Ассоциация «Школа без опасности» разработали ориентировку на учащихся, которые приходят на объект с целями, представляющими угрозу жизни и здоровью других детей. И охранник действовал в четком соответствии с пунктами этой ориентировки.
Другой наш работник, Андрей Шиц, уверенно и грамотно повел себя с молодым человеком, пришедшим на один из объектов образования с пневматическим пистолетом. Хотя нарушитель был явно настроен конфликтно, после профилактической беседы с охранником он покинул территорию объекта, не создав ни для кого угрозы.
Или другая история: Марина Асламова, еще один наш охранник, фактически вытащила из петли женщину, намеревавшуюся покончить жизнь самоубийством. Тоже не случайность: своевременный обход территории позволил обнаружить женщину, а психологическая подготовка — удержать ее от необдуманного поступка.
Не могу не упомянуть о случае в Парке «Зеленая зона у реки Чермянка». Вновь обход территории. Наш охранник Андрей Булычев увидел девочку, упавшую в воду. Она начала тонуть, потеряв сознание. Но он бросился к ней и вытащил ее, сумел успокоить, вызвал медицинскую помощь.
Повторюсь: я только называю последние случаи. Эпизоды с предотвращенными проникновениями на объект, задержаниями хулиганов, вовремя обнаруженными возгораниями — они возникают регулярно. То есть нужно понимать, что, когда я говорю об обучении охранников, о стандартах, — это ведь не для галочки делается. Все наши инструкции продиктованы опытом, практикой. Каждое положение каждого документа означает потушенное возгорание, потому что охранник знал, как действовать, означает предотвращенный конфликт, потому что охранник знал, как вести себя с дебоширом, означает спасенную жизнь, потому что охранник, благодаря ответственному следованию должностным инструкциям, оказался в нужное время в нужном месте.
Замечу, что каждый проявивший себя охранник получает премию от СРО Ассоциация «Школа без опасности». Это происходит в рамках проекта «Доска почета», идея которого принадлежит Сергею Васильевичу Саминскому. На мой взгляд, это очень удачное начинание, которое напоминает о том, для чего функционирует вся структура любой частной охранной организации, — для того, чтобы один человек, охранник на посту, когда придет время, сумел предпринять все меры для нейтрализации угрозы.
— Замечательно, что современные охранники подготовлены к выполнению поставленных перед ними задач. Но ведь не только от них зависит надежность комплекса безопасности.
— Разумеется. Это справедливо хотя бы в том смысле, что решения наших охранников продиктованы инструкциями, за которыми стоит труд целого коллектива специалистов, а не одного человека. Также следует пояснить, что действия каждого человека прикрывают или поддерживают еще несколько наших работников. Охранник, сталкиваясь с чрезвычайной ситуацией, в первую очередь ставит в известность о ней своих коллег. И когда он, к примеру, оказывается перед нарушителем, даже если он один несет службу на объекте, к месту происшествия уже в этот момент едет вооруженная мобильная группа, а также наряд правоохранительных органов. Они прибывают на объект менее, чем за пять минут. Эту цифру я не округлил в выгодную нам сторону, это все та же беспристрастная статистика.
Когда в этом году депутат Государственной думы, председатель Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный проводил в одной из школ столицы мероприятие, посвященное безопасности объектов образования, он неожиданно решил проверить, насколько быстрым будет реагирование оперативных служб на сигнал тревожной кнопки. Такие кнопки постоянно имеют при себе все охранники образовательных организаций. В результате присутствующие имели возможность воочию убедиться в оперативности реагирования как органов внутренних дел, так и мобильной группы частного охранного предприятия.
Кроме того, в помощь охраннику на всех наших объектах создан мощный комплекс технических средств охраны. Каждый наверняка видел, как в боевиках показывают работу охраны: все сотрудники поддерживают друг с другом связь, их действия координируются из продвинутого центра, куда стекается информация с множества камер. Так вот эта картина соответствует тому, что мы имеем сегодня на социальных объектах в Москве. Десятки тысяч камер видеонаблюдения, подключенные к общегородской сети, различные датчики, которые реагируют на малейшую угрозу — от задымления до проникновения через окно. В сфере образования в рамках сразу трех структур — самого частного охранного предприятия, СРО Ассоциация «Школа без опасности» и профильного Департамента — организована работа оперативных дежурных, занимающихся круглосуточным дистанционным наблюдением за обстановкой на объектах.
Замечу еще, что в Группе «СТАРК Безопасность» существует свой Кинологический центр, сотрудники которого регулярно проверяют охраняемые объекты.
Очень важно, чтобы профессионально в нужный момент сработал конкретный охранник. Но не стоит и забывать, что на каждом объекте в любую минуту сосредоточены усилия многих людей, единственной задачей которых является обеспечение надежной безопасности этого объекта.
— Государственный заказчик соглашается с выводом о повышении качества охраны?
— Наше многолетнее сотрудничество с органами власти столицы свидетельствуют об этом лучше любых моих слов. Кроме того, знаю, что в Министерстве просвещения РФ во взаимодействии со СРО Ассоциация «Школа без опасности» ведется работа по внедрению опыта Москвы по всей стране. Опираются в этом вопросе на положения профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Думаю, это очевидное подтверждение успехов частной охраны в этой сфере.
— В связи с началом учебного года мы говорим в первую очередь об образовании. Но работники Группы «СТАРК Безопасность» охраняют и объекты в других сферах. Какова ситуация там?
— В Москве в любом ведомстве внимательно рассматривают инициативы охранного сообщества, прислушиваются к нам и всегда готовы совместно решать возникающие сложности. Требования к охране социальных объектов постоянно возрастают, но при поддержке властей столицы нам удается им соответствовать. В нашем деле все возможно, если энтузиазм охранного сообщества соединяется с государственной волей.
Однако хотелось бы, глядя в будущее, увидеть появление новых профессиональных стандартов, которые бы определяли квалификацию работников охраны и в других сферах. К сожалению, многие их тех, от кого зависит решение этого вопроса, скептически относятся к такой перспективе, настаивая, что на всех охранников должен быть только один профессиональный стандарт. Мне представляется это неверной оценкой сложности и разнообразия профессии охранника.
— Что может сделать охранное сообщество, чтобы отрасль продолжала развиваться?
— Профессионально работать. Это основное. Разумеется, усилия нужно прилагать по всем направлениям. Продолжать укреплять наше экспертное сообщество, изучать законодательные инициативы и выступать со своими рекомендациями, трудиться над улучшением имиджа частной охраны и так далее. Но главное, всегда оставаться профессионалом. Каждый из нас на своем месте ежедневно должен грамотно, со знанием дела уметь отработать любую ситуацию. Только тогда усилия на прочих направлениях не пропадут зря.
Беседовал Денис КРЮЧКОВ