В Общественной палате РФ состоялось общественное обсуждение законопроекта по внесению изменений в Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности».
Организаторами слушаний выступили Комиссия Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Общероссийский профсоюз Негосударственной сферы безопасности, Координационный совет НСБ России и отраслевое отделение НСБ ФМОС «Деловая Россия». Участие в мероприятии приняли эксперты охранного сообщества, руководители ЧОО и объединений отрасли, а также ряд представителей органов исполнительной и законодательной власти, среди которых: председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности, депутат Московской городской Думы Инна Святенко, заместитель начальника Управления по организации ЛРР МВД РФ Дмитрий Пискунов, главный эксперт — специалист Управления по организации ЛРР МВД РФ Андрей Аванесов, начальник отдела Договорно-правового департамента МВД РФ Роман Борутенко.
СРО Ассоциация «Школа без опасности» на слушаниях представляли вице-президент научно-методической работе Николай Степанов и исполнительный директор Мария Шапкина.
Как отметил модератор слушаний, председатель Профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, законопроект был подготовлен Министерством внутренних дел совместно с экспертным сообществом негосударственной сферы безопасности. В настоящий момент с предлагаемыми изменениями можно ознакомиться на сайте regulation.gov.ru. Именно по инициативе Министерства внутренних дел обсуждение законопроекта проходит еще до внесения на рассмотрение Правительством и Государственной думой. Таким образом, авторы намерены учесть пожелания профессионального сообщества и внести важные правки.
О том, какие новшества предложены МВД, рассказал заместитель председателя отраслевого отделения НСБ ФМОС «Деловая Россия» Александр Логинов. Во-первых, Правительством РФ вводятся специальные требования к негосударственным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Во-вторых, корректируются положения Федерального закона «О полиции», касающиеся приема квалификационного экзамена у граждан, претендующих на получение правового статуса частного охранника. Эта функция исключаются из полномочий полиции. В-третьих, право ЧОО на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка становится обязанностью. В-четвертых, вводится новая категория работников — «контроллер-наблюдатель». Это сотрудник ЧОО, не обладающий правовым статусом частного охранника, и осуществляющий визуальное наблюдение за лицами и сохранностью материальных ценностей, находящихся на территории вверенного объекта охраны. В-пятых, руководители ЧОО больше не должны проходить процедуру получения удостоверения частного охранника. В-шестых, дополняется ряд понятий, используемых в законодательстве о частной детективной и охранной деятельности в РФ в части, касающейся технических средств охраны.
Как отметил Александр Логинов, о важности принятия указанных правовых норм в сообществе говорилось неоднократно, и даже вносились соответствующие законопроекты, но поддержки эти инициативы не находили. К счастью, теперь необходимость этих изменений является и позицией регулятора отрасли. При этом, как отметил заместитель начальника Управления по организации ЛРР МВД РФ Дмитрий Пискунов, в ведомстве готовы познакомиться с замечаниями и предложениями представителей отрасли.
Также законопроект поддержан комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Об этом сообщил заместитель председателя комитета Анатолий Данилов:
— В Торгово-промышленной палате РФ проведен круглый стол, на котором обсуждался законопроект. И могу заявить, что позиции, которые изложены в нем — это мысли и чаянья, которые охранным сообществом высказывались на протяжении многих лет. Нужно понимать, что государство, предлагая те или иные изменения, стремится решать государственные проблемы. И нам важно правильно видеть свою роль и место, а они таковы: НСБ является элементом, который должен быть включен в систему национальной безопасности.
Ответственный секретарь Координационного совета НСБ России Сергей Хмелев обобщил мнения, высказываемые экспертным сообществом отрасли в течение предыдущих обсуждений законопроекта. Оценка в целом положительная, но имел место также ряд замечаний. Так, в законопроекте указано, что сотрудники ЧОО осуществляют визуальный контроль, однако отсутствует момент фиксации. А между тем, в практике ЧОО это один из ключевых элементов — фиксация правонарушения.
Положительно отмечено введение категории «контроллер-наблюдатель», однако в законопроекте отмечено, что это работник, прошедший подготовку по профессиональной программе обучения «контролеров-наблюдателей». Эта фраза предполагает наличие таких программ, а они должны основываться на соответствующих профессиональных стандартах. Это сильно затрудняет появление новой категории работников. Эти люди, безусловно, должны быть обучены, но формулировку можно было бы смягчить. Как предложил председатель Межрегиональной общественной организации «Центральный совет учреждений по подготовке кадров российских охранно-сыскных структур» Андрей Ноздрачев, контроллеров-наблюдателей можно было бы обучать по программе дополнительной специальной подготовки, внедрить которые не составляет труда.
Сомнения охранного сообщества также вызвало положение о специальных требованиях к негосударственным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сфера госзакупок уже регулируется двумя законами: N 223-ФЗ и N 44-ФЗ. Необходимо ли дополнять определенные ими требования в рамках данного законопроекта? С позицией по этому вопросу еще предстоит определиться.
Необходимы также разъяснения по поводу обязанности ЧОО оказывать содействие полиции. Кто и как будет оплачивать работу ЧОО, которые будут осуществлять содействие? При этом в проекте указывается, что помощь органам внутренних дел осуществляется на прилегающих территориях. Но в таком случае должна существовать четкая формулировка, что есть прилегающая к объекту территория. Сейчас она отсутствует.
Председатель правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов выразил мнение членов возглавляемой им организации о законопроекте:
— Отзывы положительные. В частности, высоко оценивается изменение, которое дает охранникам право проводить наблюдение. Ранее положение инструкции, обязывающее охранника вести наблюдение в целях выявления попыток хищений, опротестовывалось с той точки зрения, что это является методом ОРД. Теперь все встает на свои места.
Также, как сообщил Александр Козлов, позитивно было отмечено появление контроллеров-наблюдателей. Введение этой категории поможет ЧОО конкурировать в цене. Со стороны ассоциации имеется просьба предусмотреть более мягкие медицинские требования к таким работникам. Они сами не общаются с гражданами и только проводят наблюдение, что позволит нанимать на эту должность в том числе лиц с группами инвалидности, позволяющей им выполнять сидячую работу. А это, помимо прочего, повысит социальную значимость отрасли.
На слушаниях многие высказывали мнение, что предлагаемый законопроект должен лишь предварять новые изменения. Так, председатель Гильдии негосударственных структур безопасности Торгово-промышленной палаты г. Москвы Александр Фролов заявил:
— Проект закона является следующим шагом в развитии нормативно-правовой базы данного вида деятельности. Меры необходимые, но все же недостаточные. Вопросы возникают к терминологии Федерального закона как такового. Статья 1.1 — термин «объект охраны» понимается как движимое и недвижимое имущество. Но мы ведем речь также об охране жизни и здоровья, об обеспечении законных прав граждан и организаций. Этого нет. Кроме того, нашей отрасли и системе безопасности государства в целом не хватает такого термина, как «объекты, подлежащие обязательной охране», куда можно было бы отнести, к примеру, крупные торговые комплексы. Список этот определяло может определить Правительство.
Мнение о необходимости еще более масштабных изменений высказал эксперт Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействия коррупции, профессор Академии ФСБ Валерий Шестаков:
— Моя принципиальная позиция такова, что дальнейшее латание Закона «О частной детективной и охранной деятельности» практически не решает существующих проблем, и требуется разработка нового закона. Но одновременно по наиболее насущным проблемам необходимо вносить изменения и дополнения в рабочем порядке, что и было сделано разработчиками данного законопроекта.
Некоторые изменения Валерий Шестаков назвал бесспорными, так как они приводят закон в соответствии с иными, ранее принятыми нормативно-правовыми актами. Так, отказ в обязанности руководителя ЧОО получать удостоверение частного охранника вытекает из трудового законодательства. Целая глава здесь посвящена правовому статусу руководителей ЧОО. В соответствии с Трудовым кодексом, он является органом управления, а статус обычного работника и руководителя четко разделен.
То же касается отказа от приема квалификационного экзамена органами внутренних дел. Эта норма должна была быть внесена еще три года назад, когда вступил в силу ФЗ «Об образовании». Согласно статье 74, квалификационный экзамен принимают те образовательные организации, которые осуществляли профессиональное обучение.
Другие изменения, по мнению Валерия Шестакова, требуют более пристального рассмотрения. Это касается, например, замены права ЧОО оказывать содействие полиции на обязанность. В частности, здесь было бы уместно обязывать ЧОО оказывать содействие только в рамках выполняемой охранной функции, как это сделано для ведомственной охраны в соответствующем законе.
Председатель правления СРО НП «Профессиональное объединение охранных структур «Интегрированная Безопасность» Александр Магрицкий подробно остановился в своем выступлении на положении, касающемся контроллеров-наблюдателей. Дело в том, что в ходе слушаний в отношении к ним проскальзывало некоторое пренебрежение, как к работникам, не требующим серьезной подготовки.
— Моя принципиальная позиция как руководителя СРО заключается в том, что нельзя на эту должность принимать непрофессионалов, рассчитывая их быстро «поднатаскать». Как решается вопрос у нас в СРО? На эту должность подбирается не кто попало, а люди из общего числа охранников, и чтобы сделать его толковым оператором — контролером-наблюдателем, подбор идет тщательный. В рамках нашего СРО, на базе своей школы охраны, организованы курсы по подготовке таких сотрудников.
О новой категории работников также высказался вице-президент по научно-методической работе СРО Ассоциация «Школа без опасности», член совета Союза ОСО Николай Степанов:
— Согласно предложенным изменения, контроллер-наблюдатель занимается наблюдением за лицами и сохранностью находящегося на объекте имущества. Плотно занимаясь стандартами, мы в нашей саморегулируемой организации хорошо знаем, что если брать все возможные чрезвычайные ситуации на объектах, то не все из них зависят от воли и желания людей — нарушителей. Есть ЧС, которые зависят от природы, техногенных факторов и т.д. Было бы правильно, если бы контроллер-наблюдатель следил за уровнем угроз в целом и реагировал на любую из них, а не только связанную с поведением людей. Ведь пожары, наводнения, различные авария тоже входят в интересы заказчика, и мы обязаны обращать на это внимание.
Участники круглого стола сошлись в том мнении, что МВД провело большую работу и действительно идет навстречу охранному сообществу. Заметно желание регулятора, заранее решившего обсудить поправки с представителями отрасли, прийти к взвешенным решениям по всем положениям законопроекта и внести изменения, которые бы эффективно «работали» в целях обеспечения правопорядка и служили бы развитию сферы НСБ.
Пресс-служба СРО Ассоциация "Школа без опасности"