CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

The devil is in the details

  • Степанов Н.А.
  • Автор темы
#61 от Степанов Н.А.
Степанов Н.А. создал тему: The devil is in the details
The devil is in the details.
Собрание сочинений и отдельно взятый том.


1 марта 2013 года Саморегулируемой организацией «Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности» была подана заявка в Министерство труда и социальной защиты о разработке профессионального стандарта «Работники по обеспечению безопасности методами частной охранной деятельности на объектах образования» Что не противоречит федеральному плану разработки профессиональных стандартов, утвержденному Правительством Российской Федерации (п.12 плана), определившему разработать 7 профессиональных стандартов тематики «работники в сфере общественной безопасности» (если стандартов будет десять – специалисты Минтруда не станут возражать- авт.).
На первой же рабочей встрече обнаружилось разное понимание места в стандартах работников безопасности юридических лиц. Тех, что не являются «частными охранными организациями». Исполнителей тех же трудовых функций методами, применяемыми частной охраной: осуществлением пропускного и внутриобъектового режимов, эксплуатации технических средств охраны, в том числе пожарной охраны, контролем за действиями посетителей, логистикой автотранспортных средств и т.д.
Позиция представителей СРО «Школа без опасности» заключалась в том, что все эти «прикосновенные к охране лица» (профессии) должны находиться «внутри профессиональных стандартов» с предъявлением государственных требований к их допуску к профессии. Что обеспечило бы в итоге их включение в штаты охранных организаций в качестве работников с квалификацией I, II или III разряда, либо упорядочило подбор и привлечение таких лиц к фактическому исполнению трудовых функций специалистов – частных охранников в штатах иных юридических лиц и привело к прекращению функционирования САВОК. ОБЕСПЕЧИЛО КАЧЕСТВЕННЫЙ ПРОРЫВ в области частной охраны и безопасности гражданского общества в целом.
Для подготовки заявленного профессионального стандарта представителями СРО «Школа без опасности» была проделана следующая работа: систематизированы и изучены угрозы объектам образования с пребыванием ДЕТЕЙ, что позволило обосновать взгляды на разработку «детского» стандарта как отдельного ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТИ «ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» и определить особенности трудовых функций. Работа завершилась изданием отдельной учебной брошюры, одобренной Департаментом региональной безопасности города Москвы. Основные материалы исследования были включены в качестве приложения к пояснительной записке к профессиональному стандарту и направлены в различные инстанции. Одновременно с помощью специалистов НИИ труда и социального страхования, Федерального института развития образования и самого аппарата Министерства труда и социальной защиты при посещении лекций, семинаров, круглых столов и личного делового общения с учеными была изучена методика подготовки профессиональных стандартов, согласованы отдельные разделы и подразделы и приемы построения готовящегося «детского» стандарта. Развернулась деятельность по изучению опыта коллег по цеху в Москве (21 организация) и через Министерство образования – в регионах России. Полученные материалы использовались для выводов и обобщений.
В результате был изготовлен макет стандарта и составлена пояснительная записка, где отражены итоги всего первого этапа проделанной нами работы (январь-июнь 2013г.).
Основные материалы были направлены в МВД РФ для получения согласования положений стандарта и наших принципиально-новаторских взглядов со взглядами ведомства на развитие профессиональной области «частная охранная деятельность».
Рабочей группой с участием выделенного ГУ ОООП МВД РФ специалиста – подполковника полиции Подшивалова А.А., исполнительного секретаря КС МВД РФ Голощапова И.А. и председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования г. Москвы Мясниковой Л.А. 21 июня была принята окончательная редакция названия стандарта: «Специалисты по обеспечению безопасности на объектах образования: дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» (Тех, где ДЕТИ).
Также, с учетом позиции МВД, были определены особенности методического подхода к построению стандарта. «Школьный» стандарт определен, как часть общего профессионального стандарта специалистов в области охранной деятельности. И это правильно. В существующих разработках Министерства труда каждый профессиональный стандарт увязывается именно с отдельным ВИДОМ профессиональной деятельности, а из набора ВИДОВ складывается ОБЛАСТЬ. ВИДЫ профессиональной деятельности в стандарте должны быть представлены уровнями квалификаций и компетенции, соответствующих обобщенным трудовым функциям. Обобщенная трудовая функция разветвляется на множество трудовых функций конкретных специалистов ВИДА, трудовые функции состоят из действий специалистов, закрепленных локальными документами организаций. Что и определяет содержательную часть стандарта.
Так схематично очень просто выглядит т.н «рамка стандарта». Проблема состоит в том, что при составлении «общего» стандарта необходимо учесть (и описать в уровневой рамке) все трудовые функции и действия на каждом уровне. Что требует такого же глубокого изучения по всем ВИДАМ профессиональной деятельности нашей охранной ОБЛАСТИ, которая проделана по безопасности ДЕТЕЙ. На мой взгляд качественная работа в этом направлении займет годы. И Советом СРО «Школа без опасности» проделана лишь малая часть общего труда, давшая возможность проработать общую СХЕМУ подхода.
Могу предложить сообществу собственное схематичное видение «общей рамки», расклад которой «по полочкам» занял бы очень много места (см. приложение).




ПРИЛОЖЕНИЕ

Уровень Обобщенная трудовая функция

I работники, обеспечивающие визуальный прямой и
удаленный контроль за уровнем угроз безопасности
без влияния на процессы их предотвращения -
(пассивные исполнители)

II Специалисты, обеспечивающие влияние на процессы
предотвращения и пресечения угроз охраняемым
объектам без права принятия оперативных решений -
(несамостоятельные активные исполнители)

III Специалисты с маршрутными возможностями,
обеспечивающие влияние на процессы
предотвращения и пресечения угроз с принятием
самостоятельных оперативных решений в отрыве
от непосредственного руководства- (самостоятельные
активные исполнители)
IV Специалисты, обеспечивающие направленное
движение информации и ситуативное управление
нарядами с правом принятия оперативных решений -
(исполнители-координаторы)

V Руководители-исполнители нижнего уровня,
обеспечивающие управление безопасностью на
выделенном ограниченном участке (группе объектов)

VI Руководители-исполнители верхнего уровня,
Обеспечивающие управление деятельностью
ОПРЕДЕЛЕННОГО ВИДА в общем
функционировании охранной организации.

VII Руководители – организаторы высшего уровня,
обеспечивающие функционирование всех
направлений деятельности организации и ее
экономическую эффективность
VIII Надуровневые руководители – координаторы
объединений организаций безопасности,
обеспечивающие разработку и проведение
тактики и стратегии деятельности ГРУППЫ компаний
и ее многоуровневое представительство в среде работодателей перед муниципальной и ведомственной исполнительной властью.

При составлении схемы удалось достичь исключение влияния иностранных терминов и определений (по рекомендации участников рабочей группы). Для полного понимания принципов действия схемы заинтересованными лицами, которые все материалы по профессиональным стандартам не прочитали или не поняли:
для практического применения требуется «оживить» каждый уровень бесконечным числом трудовых функций с учетом множества особенностей видов (применительно ко 2-му, 3-му и 5-му уровням, являющимися ключевыми в частной охране). С приложением такой же безразмерной пояснительной записки. Или сразу согласиться на «отдельные тома» - стандарты ВИДОВ, которые сложатся в «собрание сочинений» или библиотеку стандартов.
Множественность и разнообразие трудовых функций и действий, из которых они складываются, определяющие «лицо» ВИДА П.Д. по 2,3, и 5-му уровням – это как раз и есть те детали, из которых складывается профессионал. «Профи» отличается от «профана» тем, что лезет и углубляется в детали, знает все нюансы и закавыки и разбирается в многообразии проблем профессии. Для чего и предлагается сложить стандарт профессии из ВИДОВ профессиональной деятельности. Не знающим профессию это страшно не нравится. «Достаточно схемы» - вот их догма.
Второй (2-й) уровень компетенции в стандарте соответствует 4-5-6 разрядам «рабочих профессий» ;
3-й уровень – 4-5-6 разрядам в зависимости от поставленных «маршрутникам» задач;
4-й уровень – 6-му разряду, т.к. обобщенная трудовая функция ( в расшифровке) соответствует должности оперативного дежурного ЧОО.
Уровни квалификаций (а их, как видите, восемь) живут вне всякой зависимости от разрядов, а разряды являются одной из качественных характеристик допуска к профессии – такая графа имеется в макете. Уровни не отменяют разряды, а дополнительное профессиональное образование по ВИДАМ профессиональной деятельности не заменяет основное образование, определяющее допуск к профессии (к работе в профессиональной области).
На страницах пояснительной записки, направленной в МВД, подробно расписана роль разрядов, как условий допуска к профессии и как дополнительных характеристик уровней компетенций.
Полагаю, что руководители ЦС УПК РОСС лучше иных прочих должны знать нормативную базу о разработке профессиональных стандартов и разбираться в вопросах отличия уровней компетенции от разрядов рядовых исполнителей.
С тем, что уровней в охранной ОБЛАСТИ оказалось 8, а не 9 (как заведено в Европе) согласились специалисты Министерства труда. «Рамки» мною списаны с образца – группы компаний «Старк- Безопасность». Малых предприятий они касаются постольку, по скольку уровней из числа предложенных у них наберется. Может набраться 3 и даже 2 уровня. Но это уже будет не компания… А … «аффилянтская группа».
Как приложение к настоящей информации предлагаю коллегам ознакомиться с одной из глав пояснительной записки , направленной в МВД, идеи которой встречены с одобрением А.А. Маликовым и (видимо) легли в основу общего понимания места отдельных трудовых функций в уровнях компетенций и квалификаций.
Раздел I (подраздел 2) стр. 12-17 Пояснительной записки к профессиональному стандарту «Специалисты по обеспечению безопасности методами частной охранной деятельности на объектах образования» ( название, действовавшее до 21.06.2013г.) «Перспективы развития области и вида профессиональной деятельности» (подраздел включен по плану- рекомендациям Министерства труда и социальной защиты)


Перспективы развития области и вида профессиональной деятельности.

Особо важное значение для развития отрасли «частная охрана» в принятии настоящего стандарта заключается в том, что сегодня около 80% из числа лиц, исполняющих основную функцию по обеспечению безопасности образовательных организаций трудовыми функциями частных охранников в регионах составляют сторожа, числящиеся в штате общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций и не имеющие никакой профессиональной квалификации, кроме опыта работы по профессии.
Объединение профессий «сторож» (код по ОКПДТР - 18883) и «охранник» ( код по ОКПДТР - 25416 ) на основании выполнения одной и той же трудовой функции в образовательной организации на первом и на втором уровнях профессионального стандарта позволит организовать для всех фигурантов трудовой функции дополнительное профессиональное обучение по одной и той же учебной программе в НОУ и непрерывное обучение на рабочем месте. Что объективно повысит в целом уровень защищенности объектов образования от угроз их безопасности и благотворно скажется на профессиональной готовности персонала. Принятие настоящего стандарта позволяет с уверенностью утверждать о выполнении требований Указа президента Российской Федерации № 597 от 07.05. 2012г « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и производных нормативных актов Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Принятие настоящего стандарта послужит необходимым положительным примером для приведения трудовой функции к единообразному пониманию во всей области обеспечения (общественной) безопасности методами частных охранников.
Даст импульс запуску процесса приобретения всеми работниками сферы безопасности одной и той же настоящей их квалификации по профессии, в том числе укрывшимся «в тени» под различными штатными наименованиями.
Однако, в связи с тем, что работники по обеспечению безопасности образовательных организаций методами частных охранников, как вид профессиональной деятельности, входят в область профессиональной деятельности – обеспечение (общественной) безопасности функциями частных охранников, отдельное решение об объединении в одну трудовую функцию квалификационных характеристик рабочих профессий только по одному виду профессиональной деятельности внутри области маловероятно.
Объединение сходных характеристик рабочих профессий в одну трудовую функцию логично и станет возможно только в объеме всей области профессиональной деятельности по всем видам профессиональной деятельности одновременно. В общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов насчитывается ряд характеристик рабочих профессий, сходных по своим элементам и представляющим из себя в целом одну и ту же трудовую функцию по осуществлению визуального контроля за сохранностью материальных ценностей в пределах ограниченной территории объекта, упорядочением движения людей и автотранспорта, что входит в обеспечение пропускного и внутриобъектового режима.
В таком случае подлежат объединению сходные характеристики рабочих профессий:
сторожа (вахтера) – код ОКПДТР 18883;
контролера – код ОКПДТР 12920;
администратора – код ОКПДТР 20062.
смотрителя – код ОКПДТР 26470
и др. схожих профессий.

Справочно.
В 2008 году в связи с законодательным запретом на существование служб безопасности юридических лиц их штатные служащие – охранники, имевшие правовой статус, его (статус) потеряли, что их (бывших уже охранников) вполне удовлетворяло. Поскольку отпала необходимость обучаться, дообучаться, переобучаться, сдавать экзамены на квалификацию и периодические проверки на профпригодность, проходить регулярно медкомиссию, проверяться и контролироваться МВД, дактилоскопироваться. Бывшие охранники остались в штатах тех же юридических лиц с теми же охранными трудовыми функциями (кроме права применения силы), но с другими, соответствующими ОКПДТР (Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) наименованиями:
Сторожа (вахтеры) – код ОКПДТР 18883, контролеры – код ОКПДТР 12920, администраторы - код ОКПДТР 20062, администраторы торгового зала – код ОКПДТР 20068, смотрители - код ОКПДТР 26470, операторы видеозаписи – код ОКПДТР 25300 парковщики, логисты и т.д.
Используя неожиданно сложившиеся обстоятельства все перечисленные лица, продолжающие выполнять ту же трудовую функцию не имеющие на сегодняшний день или утратившие правовой статус охранника, прекратили получать и подтверждать квалификацию, проходить медицинскую комиссию о допуске к профессии, перестали контролироваться МВД, в связи с чем растеряли профессиональные навыки, деградировали качественно как личности (без проверки на лояльность и медицинских заключений, ограничивающих прием на работу). Имеющие статус частные охранники, переориентировавшись, начали покидать профессию и отказываясь от статуса, переходить в сторожа, вахтеры и т.д. дабы не обременять себя сложностями, связанными с требованиями о квалификации. Рынок труда пришел в движение. При общем росте числа охраняемых объектов с 2007 года в три раза (до 617.015) число имеющих статус охранников сократилось на 100.000, соответственно прибавившиеся в отрасли объекты охраняются лицами, не имеющими СТАТУС, но зачисляются на техническую (пультовую) охрану в ЧОПы. Таким образом число лиц, выполняющих ту же трудовую функцию без квалификации, превысило 1.000.000. Заказчики охранных услуг стали массово расторгать договоры с ЧОПами и заводить штаты неквалифицированных сторожей, что в целом не могло не сказаться на уровне (общественной) безопасности и защищенности имущества и личности.
Принятие стандарта создаст правовые основания для возложения на ю.л., содержащих в штате утративших статус работников безопасности, требований о создании условий для повышения ими квалификации, соответственно исполняемой трудовой функции. Новые условия и развитие технологий в обеспечении (общественной) безопасности создают новые возможности для обучения, которое уже не может ограничиться формальным образованием. Работник сферы безопасности, и особенно работник, обеспечивающий безопасность наших ДЕТЕЙ, обязан постоянно учиться и совершенствоваться, развивая компетенции. Организовать постоянное плановое повышение квалификации гораздо проще в рамках узкопрофильного СРО, члены которого специализируются на определенном избранном виде профессиональной деятельности. В рамках СРО становится возможным выстроить и внедрить на всех подконтрольных объектах, в том числе и через профильных государственных чиновников без применения способов коррупционирования системы неформального и спонтанного обучения. Особое место принадлежит обучению в ходе трудовой деятельности – на рабочем месте. В связи с чем возрастает роль младшего уровня управленческого аппарата – начальника охраны при необходимости его полного высокотехнологичного профессионального обучения. Это означает, что обучаемость как исполнителей трудовых функций второго, третьего и четвертого уровней, так и младших управленцев пятого уровня перестает измеряться в терминах сроков обучения и изученных дисциплин и начинает измеряться в терминах достижения результатов обучения, т.е. КОМПЕТЕНЦИЙ, понимаемых как целостный набор знаний, умений и опыта, которые обеспечивают качественное выполнение работником трудовых функций в различных ситуациях трудовой/профессиональной деятельности.

КОМПЕТЕНЦИЯ – определяется как совокупность знаний, умений, трудовых навыков и способности работника самостоятельно применять теоретические и практические знания в практической деятельности. Способность самостоятельно принимать решения, вести себя в конкретной ситуации, учиться, проявлять склонность к предпринимательской деятельности. Уровень КОМПЕТЕНЦИИ определяется способностью работника справляться со сложными и непредсказуемыми ситуациями и изменениями обстановки на объектах охраны.
Задачи, заявленные в стратегии развития страны до 2020 года, и в первую очередь задачи по диверсификации экономики и ее переводу на инновационные рельсы, придают особую актуальность вопросу внедрения независимых механизмов оценки и подтверждения уровня профессиональной квалификации работников. Такая оценка позволяет создать условия для обеспечения частных охранных организаций квалифицированными работниками, способными выполнять задачи по ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ и образовательного процесса от внутренних и внешних угроз.
В связи с решением вопроса об утверждении настоящего стандарта разработчики считают возможным обратиться в Министерство труда и социальной защиты с просьбой:
- о введении рабочей профессии «контролер визуального наблюдения и контроля» с трудовой функцией обеспечения внутриобъектового и пропускного режима и упорядочения движения и сохранности внутри периметра материальных ценностей без права применения физической силы, специальных средств и служебного оружия.
Новая профессия будет иметь общее название «контролер» с правом осуществления приема по найму как в частные охранные организации (предприятия), так и в штаты иных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с утверждением квалификационных требований по настоящему стандарту и аннулированием ряда аналогичных рабочих профессий, характеристики работ по которым содержатся в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
- оказать содействие в установлении квалификационных требований к новой профессии, соответствующих второму уровню по настоящему профессиональному стандарту;
- оказать содействие в Министерстве образования и науки в издании Приказа о возложении обязанности на руководителей объектов образования (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций) предъявлять предусмотренные настоящим стандартом требования к работникам новой профессии (бывшим сторожам) о наличии необходимой квалификации, соответствующей второму уровню стандарта;
- оказать содействие в Министерстве внутренних дел во введении дополнительного 3-го тарифного разряда, соответствующего характеристикам работ по новой профессии «контролер визуального наблюдения и контроля» без права использования физической силы, специальных средств и служебного оружия, с квалификацией, соответствующей новой программе основного обучения и дополнительного профессионального обучения по видам профессиональной деятельности.
В соответствии с пунктом 12 плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2013 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2204-Р «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», соответствующих подпункту «В» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»:
п.12 . Подготовка предложений о на IV квартал 2013г.
поэтапной замене Единого тарифно- исполнитель-Минтруда
квалификационного справочника работ России, заинтересован-
и профессий рабочих, Единого квалифи- ные Федеральные органы
кационного справочника должностей исполнительной власти
руководителей, специалистов и служащих с участием общероссийских
на профессиональные стандарты, утвержден- объединений работодателей
ные в установленном порядке. и общероссийских объеди-
нений профсоюзов:
- разработчик настоящего стандарта совместно с Общероссийским профсоюзом НСБ обращается в Министерство труда и социальной защиты за поддержкой в обоснованной выше модификации профессий области (общественной) безопасности.



Первый том «собрания охранных сочинений» написан соавторами Саминским С.В. и Степановым Н.А. на основе совместной разработки уже дважды «переадаптировавшихся» стандартов организации (вначале Ассоциации, а затем и СРО «Школа без опасности»). В целом на «стандарты организации» и на незаконченный профессиональный «детский» стандарт ушло два с лишним года (с марта 2011 года). Что создает основание полагать (согласитесь): написание всех или даже отдельных стандартов «быстренько-скоренько» может оказаться не более чем профанацией, за которую расплачиваться бизнесу. Написать и «общий» и отдельные тома «собрания сочинений» могут только руководители, длительное время «изнутри» занимавшиеся частной охраной, как по видам профессиональной деятельности, так и в целом управлением охранным бизнесом. Специалисты – практики. На что требуется значительное время и время на всеобщее публичное обсуждение «общественно-профессиональным сообществом» (формулировка из приказов Минтруда). Сознаем ответственность перед коллегами, чтобы не повторять ошибок 2008 года.
В настоящее время мы с С.В. Саминским с привлечением других специалистов – практиков начали заниматься стандартами по созданию технологий охраны объектов здравоохранения и социальной защиты. На это уйдут годы…
Оценивать масштабно
Легко и приятно.
Учитывать детали,
Коллегам понятны,
В стандартах охраны
Гораздо сложнее.
Не в целях рекламы
Что будет важнее?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.187 секунд
Работает на Kunena форум