CАМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

Образовательный стандарт – что это?

  • Степанов Н.А.
  • Автор темы
#92 от Степанов Н.А.
Степанов Н.А. создал тему: Образовательный стандарт – что это?
Одну из цифр мы какое-то время назад публиковали. На одной из конференций КЦ РОСС, с Колясинским А.З. и Королевым М.И. подсчитали, что стоимость одного часа обучения 1 слушателя в НОУ должна обходиться в тысячу рублей. Соответственно, курс обучения по 6-ому разряду стоил бы… Поэтому, 266 часов охранников… некоторые НОУ не учат. А учат по-разному. Или никак. В зависимости от того еще, своих учат или чужих. Отсюда: охранными объединениями создаются собственные центры, чтобы учить или готовить работников для себя. А «общенаправленные» НОУ учат с различными целями, зависящими от интересов их учредителей. Обратите внимание: готовить РАБОТНИКОВ, а не специалистов.
Необходимость обучения работников определено Законом 2487-1: «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника». Статья 15.3 (Закона 2487-1) «Типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и типовые дополнительные профессиональные программы для руководителей частных охранных организаций разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Обучение и получение профессионального образования по закону «Об образовании в Российской Федерации» - достаточно разные процессы приобретения знаний, по результатам образовательного процесса и последствиям. Согласно Приказа Минобрнауки от 02.07.2013 года № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» таких «низовых» профессий 3.927. Из них 175 – сквозные. В том числе несколько несомненно интересных для нас: сторож (вахтер) – код 19883, стрелок – код 18885, собаковод – код 18621, пожарный – код 16781 и проводник –(вожатый) служебных собак – код 17328. Тем же приказом Минобрнауки в Перечень включены 142 как «сквозных», так и привязанных к конкретным областям профессиональной деятельности должности служащих. В том числе интересующие нас «дежурный по приему и выдаче оружия» (и где же есть такая должность?) – код 21248, инкассатор – код 22890, охранник – код 25416. К Приказу имеется примечание: «В графе «квалификация» для профессий рабочих указаны присваиваемые по результатам профессионального обучения квалификационные разряды; для должностей служащих – категории, классы квалификации». Охранник и в других источниках – классификаторах всегда служащий. Никакой тут путаницы нет. В этом состоит одна из многих нормативных правовых несостыковок для частной охраны: охранник по классификаторам и перечням служащий, квалификация которого измеряется категориями или классами. А сделали – разряды, как для рабочего. Впрочем, разряд частного охранника говорит не о квалификации, а о степени допуска «к средствам поражения нарушителей». Не в этом ли дело? Да и самой профессии «частный охранник» в классификаторах по-прежнему как не было, так и нет. Есть «охранник». Министерство труда и социальной защиты отвечает на тот же вопрос определенно: «он» - работник, исполняющий трудовые действия, складывающиеся в трудовые функции. И только знания, умения, опыт образуют квалификацию. Там же графа: «требования к образованию и обучению».
Теперь изложим на бумаге предлагаемую законом «Об образовании в Российской Федерации» разницу между ОБУЧЕНИЕМ и ОБРАЗОВАНИЕМ. Обучение – процесс, не влекущий для обучаемого правовых последствий в виде повышения образовательного уровня и не охватываемый Образовательным стандартом Минобрнауки. Находящийся за пределами Образовательного стандарта. Для допуска работников 3.927 рабочих профессий и служащих 142-х должностей к исполнению трудовых функций, перечисленных в Приказе № 513, достаточно профессионального обучения. Для частного охранника (профессии которого в классификаторах нет) согласно Приказа МВД РФ от 25 августа 2014 г. № 727 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» - достаточно пройти профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника по «Программе профессиональной подготовки охранников» (в зависимости от притязаний на «разряды рабочих» - 98,174 или 266 часов). Но полученные знания вовсе не будут являться Образовательным стандартом!
Из 3.927 и 142-х профессий и должностей только 260 (на 1-ое марта 2012г.) по инициативе их ведомств добились утверждения Приказами Минобрнауки специально разработанных Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования, которое по Закону «Об образовании» стало средним профессиональным образованием. Пожарный, которого мы упомянули, как рабочую профессию, по желанию и инициативе своего ведомства получил Образовательный стандарт начального профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 года № 554).
Что это значит? Это значит, что для получения начального профессионального образования по профессии согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК-016-94) на базе среднего (полного) общего образования нужно было до 2014 года учиться 10 месяцев по изложенному в стандарте расписанию общим числом 864 учебных часа. Тогда только обучающийся достигает уровня начального профессионального образования по профессии «пожарный» и становится обладателем государственного диплома. Это государственный подход к овладению ответственной, связанной с риском и обязанностями по спасению людей, профессией. А сейчас?
Про тех, кто обучается по программам вне Образовательного стандарта, можно процитировать генерала Веденова (прочтите еще раз интервью от 22 августа). А программ, соответствующих образовательному стандарту, в НСБ не имеется.
Да и в других областях профессиональной деятельности образовательных стандартов не густо. Из 3.927 (и 142) всего 260! (на 1.03.2012 года). Зато по тем профессиям, где уже имелся Федеральный Образовательный стандарт, профессиональный стандарт принимается Минтруда и всеми инстанциями значительно легче.
Итак, заметим: все курсы обучения НОУ, работающие по программам, находящимся за пределами Федерального Образовательного стандарта, выпускают работников (забудьте слово «специалисты») без повышения образовательного уровня. Но это лишь нижний слой профессионального обучения, обучения без уровня. Соответствующий категории «работники» (рабочие с разрядами). Минимально возможный слой Образовательного стандарта, повышающий образовательный уровень, соответствует 4-ому уровню «рамок» профессионального стандарта. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по данной профессии». Срок обучения – 10 месяцев, количество учебных часов от 700 до 900 (по профессии). К нему же приравнено начальное профессиональное образование по стандарту (10 месяцев).
Лица, прошедшие итоговую государственную аттестацию по программам среднего профессионального образования (и никакие другие) именуются «специалисты». «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности…» Готовятся «специалисты среднего звена». Это уже нормативное наименование, соответствующее требованиям 5 уровня профессионального стандарта. Таких образовательных стандартов принято 230 (на 01.03.2012г.).
Вот кто – специалисты. Окончившие колледж на базе среднего общего образования и отучившиеся 2 года 6 или 2 года 10 месяцев по программам, общим объемом 3.100 – 3.300 учебных часов.
Бакалавриат – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, срок обучения – 4 года. Объем учебных часов – в районе 8.600.
«Очень низкий профессионализм управленцев в этой сфере, сложилась удивительная ситуация. На многотысячную отрасль нет практически ни одного учебного заведения, которое готовило бы для нее управленцев хотя бы на уровне среднего специального образования. Я не говорю о высшем» - не устаю цитировать генерала Веденова.
Сравните, коллеги: 80 часов по Приказу МВД от 2014 года № 442 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ для руководителей частных охранных организаций» и 8.600 часов бакалавриата. Впечатляет. «Люди работают понятийно, на пальцах» (генерал Веденов, там же). Полагаю, что институты лесного хозяйства, гражданского воздушного флота, машиностроения или иной отрасли «народного хозяйства» мало помогут в образовании руководителю частной охраны. Даже если прослушать целевые 80 часов. Почему до сих пор не находилось инициаторов создания образовательных стандартов федерального уровня? Почему все, что было, создавалось «без повышения образовательного уровня»? «Конкретных шагов мы не видим. Необходимо найти людей»… Где люди? Очень замечательный материал разместил на медиапортале «Хранитель» 13 декабря 2014 года Владимир Черняев. Ответил на все вопросы «почему?» и «где»? Помню ту Одинцовскую школу «группы МОСТ» в 1994-1995 годах, что помянул автор. … Ответ можно сформулировать и короче: «в России не вкладывают деньги в проекты, дающие прибыль через длительный срок». Наверное, так. Однако, требуется какой-то таран для ломки стереотипов. Требуется начать пытаться подняться над уровнем «без уровня» хотя бы в среднем профессиональном образовании. От обучения перейти к образованию. К подготовке специалистов с государственными дипломами, а не с понятиями на пальцах. Даже Л.П. Берия писал в Политбюро заявление «прошу разрешить учиться». Требуется начать…

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

  • Мосалов Борис Геннадьевич
  • Автор темы
#111 от Мосалов Борис Геннадьевич
Мосалов Борис Геннадьевич ответил в теме Образовательный стандарт – что это?
Сегодня во многих вузах России разрешено разрабатывать свои стандарты. Давайте разберемся, какими знаниями должен владеть директор ЧОО? В первую очередь, это должен быть выпускник юридического вуза, обладающего определенными образовательными компетенциями; знаниями, умениями и навыками. Дополнительное образование и повышение квалификации направлены на актуализацию знаний. Интересно, что сегодня для нашей самореализации появилось новое направление подготовки"Сервис", где можно, имея высшее образование, получить второе по краткосрочной программе. Учат сервису-услугам, технологии организации, работе с клиентом, выявлению потребностей нынешних и будущих. Это, на мой взгляд, то, чего нам не хватает. Дополнительные наши курсы с предметом "Психология делового общения" сегодня уже малы. Но надо знать и конфликтологию, и этику с этикетом, и правила проведения переговоров. А как правильно анализировать рынок услуг, выявляя потенциальные потребности, влияя рекламной политикой на переговоры и будущих заказчиков!Расти в знаниях всегда приятно, потому, что будет виден результат!

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.227 секунд
Работает на Kunena форум